Предъявите ваш пресс-портрет - «Новости Музыки»
В редакцию Звуков ежедневно приходят десятки пресс-релизов разной степени плачевности. Их составители, в лучшем случае - самопровозглашенные пиарщики, в худшем - люди, получающие за эту халтуру зарплату, убеждены, что такие тексты немедленно заставят прочитавшего всей душой полюбить музыку их подопечных. Надо ли говорить, что эта писанина дает строго противоположный эффект? Георгий Биргер делится с молодыми музыкантами набором "вредных советов" по составлению идеального пресс-релиза.
Есть мнение, что русская музыка сейчас на подъёме; есть и некоторые вполне убедительные доказательства этой тенденции, но до сих пор невозможно понять, как оно так получилось. Музыканты оказываются на вершине, когда им есть что сказать, а со словами в нашем обществе а последние годы скорее напряжёнка. В музыке, если брать неконфликтный радиоформат, все главные мысли можно свести к припеву песни "Режиссёр" группы "Градусы": "Враг мой, бойся меня; друг мой, не отрекайся от меня; нелюбимая, прости меня; любимая, люби меня" - вот вам и вершина мышления стандартной инфузории-туфельки. С обратной же, радикальной стороны, достаточно одного Шнура, который даже за десять минут вещания обязательно успеет констатировать неизбежный "п...ц", и, в общем, прав.
Удивительно, но за последние три года увеличилось количество музыкантов с более значимым набором слов, чем в первом случае, и с более замысловатыми мыслями, чем во втором. Естественно, все они - независимые музыканты и в редких случаях клиенты небольших лейблов, радио и ТВ для них вершины непокоримые, так что общаться с потенциальными слушателями приходится через интернет в формате пресс-релизов и аннотаций к альбомам, выложенным в разных сообществах. И тут - ну что за напасть - оказывается, что им опять нечего сказать. Пресс-релизы составляются из избитых и бессмысленных клише, неважных и ненужных деталей и неоправданной гордыни. Иные музыканты сходу вдаряют манифестами, что, в принципе, можно считать показателем неуверенности - если ты боишься, что слушатель не просечёт твоей идеи без
дополнительных разъяснений, значит недостаточно щедро насытил этой идеей сами песни.
Ниже собрана большая часть известных мне штампов и дан пример очень плохого пресс-релиза. Это можно считать вредными советами для музыкантов и их менеджеров на тему "как не надо себя презентовать". Что касается полезных советов, то тут могу дать только один: попробуйте записать в текстовом виде те же мысли и настроения, которые вы передаете музыкально, и нужный слушатель вас найдёт.
1) Обязательно расскажите в длинном первом абзаце, когда и где возникла ваша группа, как там кого зовут, и кто когда к ней присоединился. Это же так интересно и так много говорит о вашей музыке!
2) Придумайте себе жанр. Желательно такой, которого больше ни у кого нет. Ведь если вы будете первой группой в этом жанре, то вы можете легко утверждать, что вы, например, лучшая в мире команда, которая играет ортодоксальный хонтологический прогрессивный диско-гранж. Если вы и сами не понимаете, что за хрень наиграли, и зачем это кому-то слушать, используйте слово "концептуальный". Его и так уже окончательно дискредитировали, хуже не будет.
3) Сведите альбом в Лондоне и напишите об этом жирным шрифтом. В крайнем случае, можно записать всё дома, но отослать на мастеринг какому-нибудь чуваку из США. Найдите в портфолио чувака строчку вроде "выравнивал звук на сборнике бисайдов U2" и напишите "знаменитый продюсер группы U2".
4) Да, к этому надо добавить, что звук получился "фирмовый".
5) Расскажите о том, как вас любят в Европе / Англии / США и игнорируют в России. Пусть слушатели-читатели поймут, какие они лохи. Наверняка у них пробудится чувство вины, и они поспешат догнать прогрессивную западную публику.
6) Если вы понимаете, что даже сравнения со схожими локальными командами вы не выдерживаете, не забудьте облить грязью все эти команды и подчеркнуть собственную уникальность. Конечно же, поклонники этих групп моментально раскаются, и будут слушать только вас.
7) Если всё равно понимаете, что получилась чушь, можете написать, что "ДЛЯ РОССИИ" это, в принципе, совсем неплохо. Всем же понятно, что хорошей музыки у нас не бывает, почему именно вы должны быть исключением, не слишком ли много с вас требуют? Зачем осушать болото, когда можно сесть лягухой на кувшинку и поквакать вместе со всеми.
8) Напишите Манифест. Ведь всем наплевать, что у вас там за музыка, но если у вас есть Идея, то все вас полюбят. Музыка тогда вообще не нужна.
9) Кстати, если ваша группа "А" давно и навсегда никому не нужна, запишите альбом сайд-проекта "Б". В аннотации так и напишите: "Б" — это сайд-проект группы "А". Всем будет очень интересно.
10) В конце концов, если совсем очевидно, что вы записали ужаснейшее г-но, то можно попытаться надавить на патриотизм. "Это первый релиз нашего инди-лейбла и нам очень нужна поддержка, ведь второй может оказаться чуть-чуть получше! Неужели вы не хотите поддержать наши родные Русские инди-лейблы?"
Резюмируя, вот идеальное описание для новой EP "По Малой Спасской" новой группы "Колбаски":
"Группа "Мясо" образовалась в марте 2003 года в московском районе Ясенево. Тогда в состав входили Иван А. (гитара, вокал). Пётр Б. (бас) и Сергей В. (барабаны). Позже Пётр покинул "Мясо" из-за разногласий и ушёл в группу "Кони". Его место во второй половине марта 2003 года занял Евгений Д. После первой репетиции в августе 2006 года группа решила нанять второго гитариста, так в "Мясе" оказался Олег Е., как раз ко второй репетиции в январе 2007 года. В феврале того же года был издан дебютный альбом "Вкусно", после чего группа перебралась из Ясенево в Хамовники, а также приняла в состав клавишника Сеню Ё. После триумфального концерта на знаменитом фестивале "Попасть в Точку" в 2008-м году и выпуска второго альбома "Очень вкусно", Иван, Олег и Сеня решили сосредоточиться на сайд-проекте "Колбаски". "По Малой Спасской" — первая работа культовых музыкантов в новом амплуа. Если "Мясо" играло психоделический альтернативный нео-шансон, то "Колбаски" оказываются более монохромными и концептуальными. Безусловно, они самая оригинальная группа в жанре.
Диск записывался в Петербурге и дорабатывался руками всем известного великого Джона До в США. Звук получился очень качественный и фирменный, но идеология "Колбасок" не позволила оставить всё в таком виде, поэтому было решено отправиться на берег Байкала, включить там запись с айпода и переписать на кассетный магнитофон "Томь-303". Это символизирует то, как Западная культура преображается, оказываясь в российских реалиях, насколько самобытны и уникальны наши традиции. Конечно, не всем будет суждено постичь глубину этой затеи, но мы считаем, что наша музыка слишком сакральна, чтобы её понимал каждый. Стоит заметить, что на фестивалях в Финляндии и Норвегии песни "Колбасок" публике пришлись очень по душе, а непрогрессивные арт-директора московских клубов так и не согласились устроить хоть один концерт группы в Столице.
Конечно, вы могли уже слышать что-то такое от групп "Таблетки" и "Бакалея", и песни у них местами качественнее, но они же те ещё мудаки. Также обращаем ваше внимание на то, что "По Малой Спасской" — первый релиз нашего нового лейбла "Сельпо", и пусть он не раскрывает всего нашего потенциала, но сейчас нам как никогда нужна ваша поддержка, ведь мы делаем общее очень важное дело по развитию качественной музыки в России."