Ниже радара: итоги года - «Новости Музыки»
Звуки вспоминают самых примечательных героев рубрики "Ниже радара".
Как только выяснилось, что конец света отменяется (ну, или переносится), все вокруг начали оголтело подводить итоги года. Лента фейсбука пузырится километровыми постами про самых важных людей года, самые интересные фильмы года, самые бурные пьянки года. Одни хвалят мужей и жен, вторые – Познера, третьи – Леди Гагу. Все ругают Путина. После мучительных попыток игнорировать так называемый тренд, я таки поддалась соблазну и тоже решила подвести итоги. Но – на свой лад: рассказать о героях рубрики «Ниже радара», которые смогли добиться повышенного внимания со стороны музыкальной и околомузыкальной общественности. Так сказать, попали на радары. Оправдали ожидания.
В первую очередь стоит вспомнить, конечно, Django Django. Застенчивым британским гикам удалось не только выпустить невероятно удачный альбом, номинированный на премию Mercury, но и с помощью своих треков и клипов на них создать целую вселенную. Вселенная Django Django похожа на зазеркалье, каким его изобразил не Джон Тенниэл – самый известный иллюстратор книг Кэрролла, а Ефрем Пружанский – советский режиссер-мультипликатор. Лестницы, ведущие в никуда, геометрические паттерны, сады-пустыри, холмы-равнины. В видео на трек "WOR" даже есть шахматная доска и крепостная стена, с которой вполне мог свалиться Шалтай-Болтай. Django Django – современные сказочники, которые пытаются вывести из мироустройства устойчивые формулы.
В случае с Clock Opera речь идет о мифотворчестве иного порядка. Их интересуют не абстрактные схемы, а конкретные сюжеты. Подчеркнутая социализированность их музыки оказалась крайне востребованной: мало какой крупный фестиваль обошелся без выступления Clock Opera. Печальный бородач, призывающий заниматься любовью, а не войной, выглядит несколько архаично. Да и в нынешние походы на пентагон протестующие берут не цветы, а куски асфальта. С другой стороны, тоска по спокойной и понятной жизни, заложенная в основу всех без исключения композиций Clock Opera, найдет отклик в сердцах детей любой эпохи. Особенно если она богата на политические неурядицы.
В категории авторов-исполнителей значительных успехов добились, разумеется, Джейк Багг (Jake Bugg) и Том Оделл (Tom Odell). Первый активно гастролирует по журнальным обложкам и телешоу, с мрачным смирением принимая знаки всеобщего обожания. Второй вдруг взял – и выиграл премию Brit Awards в номинации «Выбор критиков». Оба юны, талантливы и хороши собой. Оба – очевидные кумиры Европы и Америки на ближайшие лет пять, а то и десять. Вот только мне почему-то кажется, что век Оделла будет более долгим: он черпает вдохновение из вневременной и внегеографической области межполовых отношений. Багг же слишком привязан к Ноттингему и своему хулиганскому пубертату. Образ трудного подростка с годами наверняка трансформируется, а вот патриотизм – его не пропьешь. И неизвестно, в какой момент аудитории надоест пытаться вникнуть в ноттингемские внутряки.
Наконец, не могу не упомянуть мое личное guilty pleasure – чудовищно немодную группу Tribes. У молодых и прогрессивных сейчас в чести электроника – и я их понимаю, хотя себя отношу к разряду старообрядцев, для которых воплощенная музыка – это чувак с гитарой. Или рок-группа с классическим составом: вокалист, гитарист, басист, ударник. Мне искренне хочется верить в то, что Tribes – представители нового поколения рок-звезд. Их простые, наивные песни, пропитанные пыльной дорожной романтикой, бальзам для моих ушей. Вечно заспанный Джонни Ллойд (Johnny Lloyd) в расстегнутых на груди цветастых рубашках – икона стиля. В новогоднюю ночь загадаю желание попасть на концерт Tribes – и всех вышеперечисленных заодно. Авось, сбудется. С наступающим.