В Европу со своим джазом - «Новости Музыки»
Российская джазовая сцена впервые представлена собственным стендом на ведущей мировой выставке Jazzahead!
В России у джаза незаслуженно сложилась репутация элитарного жанра с узкой аудиторией, хотя в мире джаз — пусть и небольшая, но равноправная часть музыкальной индустрии. Один из важнейших символов того, что джаз в мире имеет аудиторию гораздо более широкую, чем небольшие джаз-клубы — тот факт, что с 2006 г. в Бремене (Германия) ежегодно проводится масштабная международная выставка Jazzahead!
В этом году Jazzahead!, уже 11-й по счету, прошёл при участии страны-партнёра Швейцарии, которая активно представляла свою джазовую индустрию — артистов, промоутеров, лейблы, а самое главное — фестивали. Кстати, 2016 год станет юбилейным для старейшего швейцарского джазового фестиваля, Montreux Jazz Festival, отмечающего 50-летие. Но, помимо страны-партнёра, свою джазовую сцену представляли также другие страны Европы, а также Ближнего Востока, Восточной Азии, Северной и Латинской Америки.
В рамках Jazzahead! традиционно проходит фестиваль шоукейсов, для участия в котором компетентное жюри отбирает лучшие коллективы со всего мира, давая им возможность выступить перед профессиональным джазовым сообществом. Среди исполнителей — не только новые имена, но и состоявшиеся джазовые артисты: Nik Bärtsch’s Ronin (Швейцария), Bojan Z & Nils Wogram (Франция/Германия), Amir ElSaffar Two Rivers Ensemble (США), Omer Avital (США), Minafric Orchestra + Faraualla (Италия), Maite Hontelé (Колумбия).
Jazzahead! - 2016 в цифрах:
15 000 посетителей 40 концертов на 34 площадках,
2750 зарегистрированных профессиональных участников и 969 компаний-экспонентов из 57 стран.
Деловая часть программы Jazzahead! — это, собственно, сама выставка, которая представляет джазовых исполнителей, промоутеров, букинг-агентов, директоров фестивалей и концертных площадок, представителей лейблов и звукозаписывающих компаний, а также радиостанций и журналов. В рамках выставки проходит и конференция, на которой деятели джазовой индустрии обмениваются опытом.
В этом году впервые в рамках выставки была представлена российская джазовая сцена, в том числе и собственным стендом "Russian Jazz Scene", который был организован одноименной общественной инициативой. В инициативе участвовали журнал "Джаз.Ру", фестиваль JazzMay (Пенза), джаз-клуб "Эссе" (Москва), Центр исследования джаза в Ярославле, лейбл ArtBeat Music, а также джазовые исполнители: Jazz Dance Orchestra, трио "Второе Приближение" (на международном рынке — The Second Approach Trio), певица Анна Бутурлина и саксофонист Анатолий Осипов, плюс букинг-агентство Magnetophone Music.
Стенд привлек большое внимание участников выставки: в мире ждут интеграции России в мировое джазовое сообщество, которая позволит российским джазовым исполнителям во весь голос заявить о себе, а зарубежным артистам — более полно открыть для себя новый концертный рынок.
Помимо "Russian Jazz Scene", на выставке отдельным стендом была представлена российская компания Igor Butman Music Group. Уже пятый год подряд в поиске новых имён и партнёров для крупнейшей российской сети фестивалей "Усадьба Джаз" участвует в Jazzahead! И агентство ArtMania, в этом году — в лице музыкального директора Елены Моисеенко.
Пока рано говорить о том, что российский джаз начинает завоевывать мировые джазовые сцены, но из года в год внимание к джазовым исполнителям из России неизменно растёт: российские имена изредка, но появляются на афишах европейских и американских джаз-фестивалей. Безусловно, участие в мероприятиях, подобных Jazzahead!, позволяют не только заявить о себе, но и получить бесценный опыт общения с иностранными коллегами. Там, где встречаются представители разных культур и континентов, рождаются и международные проекты. Кроме того, участие в выставке такого уровня крайне важно и для самоосознания российского джазового сообщества, особенно музыкантов: Jazzahead! — это уникальная возможность в течение нескольких дней познакомиться с актуальным состоянием мировой джазовой сцены, понять направления её развития и работающие стратегии продвижения на музыкальном рынке.