Инь и Ян стадионного рока - «Новости Музыки»
Сравниваем два сольных концерта хедлайнеров Glastonbury-2016: Muse в Москве и Coldplay в Амстердаме.
Между Muse и Coldplay легко провести параллели – обе группы прославились, сделав первые творческие шаги в конце 90-х – начале 00-х, у обеих прорывом стал второй студийный альбом, а выходившие позже несколько пластинок лишь укрепили их в высшей лиге. Обеим группам в какой-то момент начал изменять вкус – Muse в угоду качеству сосредоточились на концептуальной составляющей творчества, вдохновлённой антиутопиями и фантастическими предположениями о том, как далеко нас заведёт технический прогресс и каким будет пост-апокалиптический мир, а Coldplay отказались от прочих амбиций в угоду гедонизму и любви к жизни и миру.
Свежие концертные шоу и Muse и Coldplay, рассчитанные на многотысячные площадки, подтверждают и усугубляют выбранные группами векторы развития. И оба эти подхода в столь громадных масштабах впечатляют. В эти выходные обе команды закрывают главную сцену Glastonbury, а Звукам удалось внимательно оценить их последние перед выступлением на легендарном фестивале сольных шоу кряду в Москве (СК "Олимпийский") и Амстердаме ("Амстердам-Арена") соответственно.
Muse в Москве разогревали подзабытые, но ставшие локальными предметами культа альтер-шугейзеры My Vitriol, которые делают очередную попытку проснуться от творческого летаргического сна. В этот раз, видимо, все серьёзно – большую часть программы составляют совсем новые вещи, и не сказать, чтобы они уступали нетленкам с “Between the lines”. На удивление, обычно не сильно терпимая к открывающим актам московская публика восприняла группу весьма благосклонно, особенно явно походящую на Muse “World for one”. Удивительная, конечно, история – 15 лет назад группы были практически на одном уровне в плане далеко идущих перспектив, а вон как всё повернулось. Завершился же сет на бодром прежнем хите “Always: Your way”, приободрив тех немногих, кто знал о группе My Vitriol и до этого вечера. Группа обещает вернуться в Москву уже осенью.
Coldplay разогревали две поп-певицы – Алиша Кара (Alessia Cara) и Лианна Ла Хавас (Lianna La Havas). Обе для своих ниш звучат вполне прилично, обе весьма разговорчивы, у обеих наверняка неплохое будущее, однако ни одна, ни другая, очевидно, в этот вечер не выглядела на своём месте. Публика в Амстердаме (это, простите, многотысячный стадион) не реагировала на них никак. То, как может звучать публика такого размаха, стало ясно, когда на сцене появились сами Мартин и ко.
На первых аккордах интро в зал "Олимпийского" вылетают огромные шары, управляемые дронами, пока голос Бэллами старательно выпевает "Дроны убили твою семью". Группа внезапно возникает из-под технологичной сцены – сегодня она находится прямо в зрительном зале, а музыканты находятся в контакте с публикой по принципу 360 градусов – центральная часть подиума вместе с музыкантами постоянно находится в круговом движении. Начав с дежурных новинок “Psycho” и “Reapers, группа рубит “Plug in Baby”, вводя зал в эйфорический восторг – всё-таки живьём трио по-прежнему звучит с ураганной мощностью, не придраться. Да и вещи с вялых последних релизов живьем вполне себе слушабельны – особенно когда это подкрепляется визуальным рядом. Например, на "The Handler" из-под крыши спорткомплекса выпадают огромные полотнища, на которых музыкантов держат будто марионеток.
Когда радостный Крис Мартин сотоварищи выбегают из-за кулис, заглавная вещь с последнего альбома “A Head Full Of Dreams” сходу демонстрирует все основные визуальные приёмы сегодняшнего вечера – блестят браслеты, розданные каждому зрителю на входе, взрываются фейерверки, а длинный мостик на маленькую сцену практически у дальних трибун салютует радужным залпом конфетти. Крис, не прекращая улыбаться, приветствует зал и вспоминает стародавнюю “Yellow”, первый большой хит группы. Стройный хор сходу даёт почувствовать, сколько же на самом деле здесь людей – к слову, крайне много здесь замечено публики возрастной, средний возраст московских посетителей подобных шоу обычно ниже. И это при том, что билеты были распроданы за считанные часы (в танцпартер – и вовсе за минуты).
Muse сбалансировано миксуют программу, предваряя песни долгими гитарными запилами, а в центр сета традиционно вставив сольный рок-н-ролльный выход ритм-секции, фигурирующий в сет-листах под названием “Munich Jam”. Мощный финализирующий блок "Stockholm syndrome" / "Time Is Running Out" / "Uprising" – жирная точка программы, окончательно подтверждающая актуальную мощь Muse, правда, преимущественно основанную на прежних хитах (хотя и лид-сингл последней пластинки “Dead Inside” тоже встречают хорошо, но новые песни – явно не основа программы).
Coldplay же строят свой сет-лист на материале последних трёх пластинок, где более ранее вещи выглядят чуть ли не как каверы на других артистов – нынешняя популярность группы во многом подкреплена свежими хитами – и “Sky full of stars” или “Hymn for the weekend” встречают чуть ли не восторженнее, чем “Clocks” или “In my place”. С режиссурой программы у квартета тоже всё в порядке – помимо выверенного сетлиста, группа дважды появляется на дальней сцене, чтобы исполнить пару вещей с камерной пластинки “Ghost Stories” и несколько акустических вещей (в тот вечер была сыграна, например, предназначавшаяся для Джонни Кэша “Til’ Kingdom Come”). Дважды исполнение переходит в огромную дискотеку – когда “Clocks” перетекает в собственный ремикс от Tiesto, и весь стадион озаряется лазерными лучами, и когда под “Sky full of stars” тысячи огней в огромном зале и правда напоминают небо, заполненное звёздами.
По большому счету, обе группы поют о любви, которая помогает жить, но насколько различается контекст – у Muse зачастую любовь используется как оружие выживания против несправедливости и неравенства, зависимости от социальных институтов и политических интересов, или же как оружие само по себе. Coldplay же призывают любить жизнь и мир вокруг как они есть, безо всяких реалистических частностей, практически подход хиппи. Два мощных визуально-музыкальных шоу с конкретными мессаджами - позитивный и реалистичный взгляды на мир, инь и ян мироощущения.
В этой дуэли противоположностей хочется выбрать светлую сторону – помимо того, что Мартин и его команда в глазах масс остаются больше про сегодняшний день, чем про былые заслуги, такого мощного выброса эндорфина, концентрации истинного позитива, как на концертах Coldplay сегодня найти уж точно непросто. С этой точки зрения, конечно, вдвойне символично, что концерт Muse наблюдался автором этих строк в Москве, в которой двумя днями позже приняли "пакет Яровой", а шоу Coldplay – в Амстердаме, где атмосфера мира и свободы ощущается в воздухе.