Импортозамещение - «Новости Музыки»
Музыкальные тенденции 2018 года - в обзоре Ильи Зинина
Прогнозы - не самое приятное занятие в ситуации нестабильного музыкального рынка. Однако 2017-й год выдался очень богатым на новые имена и события, оставив серьезный задел на 2018-й. Отметим тенденции, за развитием которых нам будет интересно следить в новом сезоне.
Голос нового поколения
Самый главный итог минувшего года заключается в том, что в музыку вернулся конфликт поколений. И это действительно важно. Если обратиться к истории, практически все самые мощные прорывы, изменившие культуру, были связаны именно с этим конфликтом: это и хиппи 60-х, и панки 70-х, и русский рок 80-х - настало время для нового баттла.
Ещё совсем недавно амбициозные молодые группы заваливали арт-директоров клубов и лейблов качественно записанными, но скучными и вторичными записями: гараж, постпанк, шугейзинг, "мэдчестер" - удивительно, но совсем юные музыканты стремились играть музыку своих отцов, а то и вовсе дедов. Сейчас музыкальный мир снова разделился на "мы" и "они". Забавно видеть возмущенные посты в Фейсбуке от людей в возрасте чуть за 30, узнавших, что их чадо фанатеет от рэпера Фэйса, Фараона или ЛСП: в относительно недалеком прошлом их собственные родители запрещали им слушать Nirvana и Гражданскую Оборону.
Cтарая как мир дискуссия о новых именах, лежащая в плоскости "музыка или не музыка" и "искусство или не искусство", снова актуальна как никогда, и будет только нарастать. В этом, пожалуй, заключается и главная интрига 2018-го: во что конфликт поколений в итоге выльется.
Реакция уже пошла: в декабре в Белгороде администрация города отменила концерт Фейса, отправив организаторам "рекомендательное" письмо о недопустимости "ненормативной лексики и пропаганды употребления наркотических средств", чуть ранее по запросу прокуратуры и ФСБ были отменены выступления панк-группы Порнофильмы в Муроме и Выксе. Здесь уже причины были политическими - якобы "Порнофильмы" - экстремисты и инициируют протестные выступления среди молодежи. Пока это единичные случаи, но реакция будет нарастать.
Люди из федеральных медиа вновь с удивлением открывают для зрителя дивный новый мир культуры тинейджеров, и далеко не все могут понять и принять его. Молодые люди, в свою очередь, смотрят на YouTube влоги и рэп-баттлы, где нет цензуры, и слушают таких же молодых людей, которые говорят с ними на одном языке. Это теперь действительно массовое явление и та самая песня, которую “не задушишь, не убьешь”. Но пытаться, скорее всего, будут. Так что следующий ход - за возмущенной общественностью, и остается только гадать, к каким последствиям он может привести. Разгоревшийся в январе скандал с тверком курсантов Ульяновского лётного училища и последовавший за ним флэшмоб студентов со всей страны c видео в их поддержку, хоть и не относится к музыке, но отлично иллюстрирует, что отвечать морализаторам будут, и что любая попытка давления будет порождать “эффект Стрейзанд”.
Люди хотят поэзии
Музыканты-западники “нулевых” и начала “десятых” считали пение на русском языке атавизмом и питали иллюзии, что будут востребованы в мировом масштабе. Теперь родной язык снова в моде. Рэп-баттлы набирают миллионы просмотров и обсуждаются на центральных каналах, треки молодых хип-хоп-артистов разлетаются на цитаты, да и сам язык тоже меняется: в обиход стремительно входят новые слова. "Эщкере", "рил ток, синк эбаут ит", "хайп" - впору составлять новый словарь сленга. “Выстрелившего” в 2017 году рэпера Хаски сравнивают с Егором Летовым, а вышедший в 2015-м году альбом Оксимирона “Горогород”, наконец, расслушали именитые философы и выдвинули Мирона на литературную премию имени Александра Пятигорского. Здесь тоже идут бурные дискуссии на тему “поэзия или не поэзия” - они касаются и сложносочиненных текстов Оксимирона, и примитивно-подростковых рэпера Фэйса, и рэп-баттлов. Очевидно, что и в 2018-м году в центре внимания и дискуссий будет русскоязычная музыка. Это не означает, что русская музыка идет своим особенным путем, - все свежие тренды от клауд-рэпа до саундклауд-рэпа находят свое отражение и у нас, но только в области звука и общей подачи.
Ходить на концерты снова модно
Еще один важная перемена заключается в том, что заработала абсолютно новая музыкальная инфраструктура. Традиционные СМИ начали терять влияние не сегодня и даже не вчера, но именно теперь инфраструктура окончательно выстроилась вокруг новых медиа. Крупный хип-хоп-паблик во Вконтакте “Рифмы и панчи” может выступать в качестве успешного букинг-агентства, интервью популярному видеоблогеру эффективнее пиар-кампании в СМИ, фидбэк стал моментальным: если артист "выстрелил" в социальных сетях, через несколько месяцев он, скорее всего, сможет поехать в большой тур по стране.
Недавние футуристические прогнозы о том, что удельный вес музыки в цифровую эпоху будет падать,а интерес к ней вытеснят другие развлечения, не сбылись. Ходить на концерты сейчас модно, аудитория фестиваля "новой русской волны" под названием "Боль" или любого баттла - школьники и студенты.
Вообще, за последнее как минимум десятилетие не появлялось такого количества новых имен, способных собрать солд-ауты на больших площадках типа Red или "Главклуба". И это - очень хорошая новость, за которой может последовать серьезный рост и развитие концертной индустрии: если еще пару лет назад региональные промоутеры жаловались на кризис, отсутствие новых лиц и нерентабельность привозов западных артистов из-за роста курса валют, то теперь ситуация изменилась - в сетке их концертов уверенную нишу заняли молодые "собирающие" музыканты, и новых имен действительно много. Это значит, что спрос должен породить и предложение - в городах появится больше клубов, а музыкантам станет проще выстраивать туры.
Новая гитарная сцена
В прошлом году хип-хоп окончательно стал новым рок-н-роллом. Он вышел на стадионы, стал самым обсуждаемым культурным явлением и породил десятки новых героев. Но говорить о том, что рэп убил другие жанры, нельзя — на самом деле цветут все цветы.
Прорыв группы The Hatters, играющей разухабистую балканщину, вполне сравним с героями хип-хопа - тот же самый солд-аут в "Главклубе", успешный тур из нескольких десятков городов и юная восторженная аудитория.
Питерский коллектив “Биртман” с постэстрадной музыкой и провокационными клипами собирает миллионы просмотров на YouTube и забивает до отказа крупные клубы. Или взять околофолковую группу Аффинаж, которая прошла вообще под радарами музыкальной прессы - в их активе переаншлаг в клубе Red и тоже вполне успешные гастроли по стране. Хэдлайнеры новой гитарной сцены, будь то Пасош, Буерак или Пошлая Молли, пользуются огромной популярностью.
Упомянутые выше "Порнофильмы", играющие политизированный поп-панк, по востребованности вполне могут соперничать с хэдлайнерами жанра вроде Тараканов!.
Показателен и недавний дебют семнадцатилетней Гречки. Вышедший в начале года дебютный альбом певицы вызвал бурю обсуждений - её либо сравнивают с молодой Земфирой, а то и вовсе с Чен Маршалл из Cat Power, либо характеризуют как “безнадежный говнорок”. Как бы там ни было, количество подписчиков в паблике девушки стремительно растет, и вполне возможно, что уже через несколько месяцев песни Гречки будут слушать школьники по всей стране.
Всё это вселяет уверенность в том, что будут продолжать появляться новые имена. В музыку вернулось ощущение zeitgeist, она снова про "здесь и сейчас", и пусть она далеко не всегда оправдывает ожидания, за ней снова невероятно интересно наблюдать.