Рэп для тех, кто не любит рэп - «Новости Музыки»
Рэп - главный драйвер музыкального рынка 2018 года. Вот 10 треков, за которые вы его полюбите
Рэп - основной драйвер музыкального рынка 2018 года. Согласно данным Statista, он входит в Top 5 наиболее популярных мировых жанров, ему отдают предпочтение 26% слушателей в мире. Что важнее, именно хип-хоп и рэп как его частность привнесли в индустрию свежесть новых коллабораций и весомый доход: рэперы второй год подряд составляют большинство номинантов Grammy; лучшим британским исполнителем 2018 года назван Stormzy; более половины Top 20 самых состоятельных музыкантов мира, согласно рейтингу Forbes, читают рэп. В России подъем жанра во многом обусловлен его протестной составляющей, однако и у нас в стране зафиксирован стремительный рост интереса широкой аудитории.
Начиная с его зарождения в 70-е годы, хип-хоп прошел через множество трансформаций и значительно вырос в исполнительском плане, а композиционная и исполнительская сложность речитатива (то есть собственно рэпа) существенно возросла. Тем не менее, до статуса музыкального истеблишмента рэперам пока далеко: жанр все еще борется за признание критиков. Отчасти это обусловлено тем, что хип-хоп и рэп по своему происхождению - маргинальны. В массовом сознании закрепилось представление, что хип-хоп - жанр для менее образованных и талантливых исполнителей. К сожалению, многие не только не знают, но и не задумываются над тем, как сложен и разнообразен рэп на самом деле.
Есть и еще одно заблуждение, которое, скорее, играет на руку рэперам: считается, что их творчество - чистая импровизация, и вне батлов практически не существует. Однако сейчас во многом этот момент спонтанного творчества утрачен, рэп Большой сцены - такой же плод райтеров и продюсеров, как любой другой музыкальный жанр. Все зверские панчи заранее написаны и вылизаны в студиях. Собственноручное создание текстов к рэпу тоже постепенно перестает быть одним из главных его отличительных свойств. Музыканты которые не пишут свои панчи, часто критикуются сообществом: вспомним фразу Кендрика из его песни King Kunta: “I can dig rappin', but a rapper with a ghost writer?! What the fuck happened?” (“Я могу углубиться в рэп, Но рэпер, у которого есть гострайтер?! Что вообще происходит?”)
Третий важный аспект - удивительная способность рэпа к сотрудничеству и взаимопроникновению с другими жанрами. Положа руку на сердце: если бы мы отметили все альбомы, в которых есть элементы рэпа, как "рэп", то ему отдали бы лучши номера и "Саундтреки", и "Поп-музыка". Поэтому сегодня мы решили показать вам несколько случаев, где рэп сплотился с другими жанрами вроде джаза, рока, и даже классической музыки, чтобы создать что-то особенное.
Пристегните ремни и приготовьтесь! Мы покажем вам уникальные рэп-кроссоверы всех времен. Если вы убеждены, что не любите хип-хоп, у вас есть повод изменить свое мнение. И, вероятно, вам будет любопытно увидеть в этом списке знакомые имена.
Академическая музыка
Nas - “ I can”
Кто из нас не пробовал хотя бы раз сыграть ''К Элизе" Бетховена? Это, скорее всего, единственное что объединяет нас с рэпером Nas, который, видимо, захотел впечатлить публику, использовав мелодию всем знакомой композиции в своей "I can". Результатом сложения банальностей стал прекрасный номер, сразу же завоевавший сердца американской публики - не столько из-за знакомой мелодии, сколько из-за сюжета. Главной целью трека было продемонстрировать слушателям, что их жизнь не предопределена. Нэс предупреждает, что для людей, которые относятся к расовым меньшинствам, жизнь не проста, но несмотря на все препятствия, образование и труд помогут любому добиться того, чего ему хочется. И, возможно, сама песня стала прекрасной иллюстрацией этого принципа. Сочетание классической мелодии, своеобразного эталона качества в музыкальном мире, с рэпом - музыкальным жанром, вышедшим из низов, - совершенно неожиданно образует хит, доказывая тем самым, что любой может достичь своих целей.
Но роман Нассира с классической музыкой не начался с этого номера и не закончился на нем. До этого Nas уже экспериментировал с комбинацией классической музыки и рэпа в “Hate me now” - в ней в качестве бита использована "Carmina Burana" Карла Орфа. В 2014 году музыкант устроил грандиозное исполнение своего альбома "Illmatic" с Национальным Симфоническим оркестром США.
Kendrick Lamar - “"These Walls"
Nas, разумеется, далеко не единственный рэпер, заметивший, какое выигрышное впечатление производит на слушателя комбинация рэпа и классики. 12-кратный обладатель Grammy Кендрик Ламар тоже выступил с Национальным Симфоническим оркестром в 2015м году с его альбомом "To Pimp a Butterfly".
Все эти акции имеют своей целью не только привлечение новой публики и развлечение фанатов чем-нибудь новеньким -, у них серьезная миссия: используя классическую музыку Jay Z, Nas и Ламар пытаются увековечить рэп, показать что этот стиль превзошел свое уличное бронксовское происхождение, эволюционировал и готов к большим концертным формам, как любой другой "устаканившийся" жанр.
В тоже время, интересно представить, что же думают музыканты в оркестре с их типичным академическим музыкальным прошлым находясь на сцене с известными рэперами. Именно с этого начинается видео "Hannah Montana Trap Symphony" группы Migos из Атланты.
(Для неопытных слушателей необходимо пояснить, почему рэперы повторяют псевдоним актрисы/певицы Майли Сайрус (Miley Cyrus): в рэпе имена известных молодых светлокожих женщин используются как эвфемизм для кокаина). Удивительно, но даже там, где текст песни чуть менее проникновенен, а ритм менее изобретателен, оркестр все равно прекрасно сочетается с рэпом. Как заметил один член группы: “Невозможно сравнить всю эту компьютерную фигню с возвращением к самым истокам музыки и к тому, откуда оно все началось”.
Рок
Blondie - "Rapture"
Считается, что этот номер был первой рок-песней с элементами рока - это, конечно, неправда. Точнее будет сказать, что это было первым рэп-элементом в песне ставший хитом номер один в Billboard 100, что стало довольно выдающимся моментом для рэп-сообщества (кто-бы угадал, что этот прорыв совершит исторический враг рэпа - белая американская женщина?). Дебби Харри (Debbie Harry к тому времени посещала много уличных тусовок, где активно процветал рэп, что вдохновило ее включить речитатив в свою песню "Rapture". Распространенный в протестантской среде христианский сюжет, в котором все верующие будут вознесены для их встречи с Иисусом Христом перед его судом над миром, - это название обыгрывает рэп-аспект песни (RAP-ture). Текст тут далеко не гениален, ритм прост, рифмы довольно простые и незамысловатые, однако песня все равно стала широко популярной и завоевала сердца младшего поколения - во многом благодаря тому, что в нем упомянут пионер хип-хопа Fab Five Freddy и есть отсылка к Grandmaster Flash? - “Flash is fast, flash is cool”.
RUN-DMC & Aerosmith - "Walk This Way"
Это однозначный победитель в списке совместных рэп- и рок-произведений. Мягкость взаимопроникновения двух команд, бесшовный переход от мелодической части к ритмизованной поэзии потрясает; такое ощущение, что если бы не клип, в котором четко видно, кто именно исполняет какой элемент, можно было бы подумать, что перед нами - одна группа. С такими разными звуками и эстетикой двух стилей, удивительно, насколько гармонично звучит “Walk this way”. Изначально, когда Aerosmith предложили проект с RUN DMC, рэперы отнеслись к идее скептически и даже думали, что продюсеры специально хотят завалить их. В то время хип-хоп пользовался большой популярностью а Aerosmith стремительно теряли фанатов. Но RUN DMC поменяли свое мнение ровно за один день, увидев, насколько серьезно Джо Перри (Joe Perry) и Cтивен Тайлер (Steven Tyler) отнеслись к работе.
Arctic Monkeys - “Temptation Greets You Like Your Naughty Friend”
Вот уж от кого точно не следовало ожидать кроссовера к рэпу так это от Arctic Monkeys. И на самом деле трудно сказать что этот их номер идет в счет. Однако на второй минуте “Temptation Greets You Like Your Naughty Friend” нас вдруг неожиданно встречает Диззи Раскал (Dizzee Rascal), чей фит открыл совершенно новую страницу в истории post-punk revival. Некоторые критики отметили, что их совместная работа немного нелепа и что, в отличие от Aerosmith, переход к читке получился слишком резкий и диссонирующий; но все же уникальный британский звук обоих исполнителей явно идет в зачет этому хиту. И лидер AM Алекс Тернер (Alex Turner), и Диззи считаются лучшими представителями своих жанров, их совместная работа в этой песне, хотя она и не идеальна, производит серьезное впечатление.
Намного более успешное совмещение рэпа с другим жанром удалось Диззи в его треке "Dirtee Disco", которое, как вы уже догадались, совмещает британский рэп с диско. Но, к сожалению, песня и стала хитом, потому что, будем честны, кто не захочет немного потанцевать под такую мелодию? Тем не менее, несмотря на отсутствие размаха и простые ходы, диско-бит прекрасно гармонирует с рэпом и показывает разносторонность певца, - чего он, в сущности, и добивался.
Faith No More - "Epic"
Огромное влияние Faith No More на развитие nu metal конца 90-х предопределил виртуозный злобный сплав нескольких элементов: рэпа и металла, четкого вокального стиля со "стеной риффов"; противопоставление изысканных клавишных убойному биту. Но вообще Faith No More никогда не звучали как ню-металл именно благодаря рэпу.
Если лирика ню-метала чаще вызвана гневом, обидой и женоненавистничеством, то Faith No More подпитывали боль, несчастья и мизантропия. Но, что важнее, для лидер-вокалиста группы Майка Паттона (Mike Patton) нет ничего невозможного: он пластичен и способен посоревноваться в скорости читки с лучшими рэперами мира.
Джаз
Рэп и джаз имеют намного больше общего, чем могло бы показаться. Оба жанра родились в афро-американском сообществе и поэтому зачастую многие процессы, происходящие в этих жанрах, объясняются социальными причинами.
Джаз с самого начала был для хип-хопа чем-то вроде ролевой модели. Самые первые рэперы - Grandmaster Flash и Afrika Bambaataa - часто включали песни известных джазменов типа Роя Айерса (Roy Ayers) или Боба Джеймса (Bob James в свои трек-листы в ходе работы ди-джеями. Многие использовали отрывки джазовых мелодий в своих песнях. Но самое интересное происходило, когда рэпом начинали интересоваться джазмены.
Miles Davis feat. Easy Mo Bee - "High Speed Chase" и "Chocolate Chip"
Девятый альбом великого джазового трубача Майлза Дэвиса (Miles Davis) под названием "Doo-Bop"стал его последним прижизненным релизом - и именно за него Майлз огреб столько критики, сколько, наверно, не получал за всю предыдущую жизнь. Тем не менее, за него Дэвис получил Грэмми в категории "Best R&B Instrumental Performance".
Проект начался с того, что Дэвис летом 1990 года сидел в своей нью-йоркской квартире с открытыми окнами и слушал шум, доносившийся с улицы. Ему пришла в голову идея записать альбом музыки, в которой запечатлены эти звуки, и Дэвис позвонил своему другу Расселу Симмонсу, попросив того найти молодого продюсера, который мог бы помочь создать такую музыку, что привело к сотрудничеству Дэвиса с Easy Mo Bee. Вместе они начали подыскивать правильные "голоса" для пластинки и записывать их, используя портативную аппаратуру.
На момент смерти Дэвиса в 1991 году были закончены только 6 пьес с альбома. Лейбл Warner Brothers попросил Easy Mo Bee взять некоторые из партий на трубе, оставшиеся от сессионной работы, которую Дэвис назвал RubberBand Session), и создать треки, которые могли бы понравиться Майлзу. Посмертные треки альбома - "High Speed Chase" и "Fantasy", а еще в альбом была добавлена альтернативная версия композиции "Mystery". Альбом слушается на одном дыхании, для своего времени он был невероятно инновационным.
Примерно в то же время идея читать рэп поверх джазовой импровизации была впервые реализована МС Guru из дуэта Gang Starr на его сольном альбоме 'Jazzmatazz", выпущенном в 1993 году. Альбом совмещает хип-хоп и цитаты из evergreens, включая композиции Дональда Берда (Donald Byrd), Роя Айерса, Ронни Джордана (Ronny Jordan и лонни Листон Смита (Lonnie Liston Smith).
Голос Гуру - низкий, глубокий и хрипловатый, - идеально подходит по стилю и тональности к джазовым мелодиям. Главной задачей музыканта, по его словам, было создать сбалансированный альбом, который не менял целостность джаза, но при этом сохранял авторитет Гуру на улицах и в рэп-сообществе. Рэпер создал еще три серии этого проекта, но первая была самой лучшей. Она умело, качественно и гармонично совмещала оба жанра и в чем-то даже помогала поднять статус рэпа в глазах старшего поколения.
Поп-музыка
Sheila E & Prince- "It's Gonna Be A Beautiful Night"
Шейла И (Sheila Cecelia Escovedo) - перкуссионистка и певица, лидер женской группы C.O.E.D. (Chronicles of Every Diva) и участница постоянного состава Принца и знаменитой группы 4K, с которой в последние годы жизни работал артист. Именно благодаря ей Принц заинтересовался рэпом и начал включать его элементы в свои композиции. Посмотрите на виртуозное исполнение песни "Its Gonna Be A Beautiful Night" с концерта Sign O The Times". Её рэп начинается с третьей минуты. Ровно на отметке 3:00 она выходит их-за барабанов, меняется местами с Принсом и начинает свой фит. Это магия.
Panjabi MC feat. Jay-Z - "Beware"
Да, это поп, и хотя многие предпочитают оригинальную версию песни, необходимо все же отметить Jay Z за попытку совершить на ниве поп-сцены что-то совершенно новое и особенное. Индийская этническая музыка редко пробирается в мэйнстрим, и остается загадкой почему именно композиция Punjabi MC 'Mundian To Bach Ke" стала ее представителем.Песня приобрела невероятную популярность и была использована в фильме The Dictator и телепрограмме ER. Но вообще-то если вас интересует, что интересного можно сделать на стыке этники и рэпа, послушайте M.I.A или Анушку Шанкар (Anoushka Shankar).
Если идея постмодернистского искусства заключалась в том чтобы сломать барьеры между высокими и низкими жанрами, заставив нас задуматься о том, какую ценность имеет оригинал, а какую - копия, то музыка уже давно занималась именно этим. Категоризация в жанрах становится все сложнее, музыканты используют все больше сэмплов и сквозных элементов, посылая слушателю сигналы в виде цитат. Артисты пытаются изменить устаревшие идеи относительно того, что считается “академической” музыкой, и почти каждый успешный рэпер теперь устраивает шоу в сопровождении оркестра. Можно сказать, что таким образом музыканты борются с жанровыми стереотипами в музыке.
Трудно представить, что категоризация в музыке исчезнет напрочь: ведь это один из ключевых способов самоидентификации. Но, возможно, через какое-то время мы увидим мир музыки, где каждый просто играет и создает то, что ему хочется, - будь это поп-баллада о любви в один день или гангстерский рэп в другой.