Проверка пульса: лучшее в 2019 - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Проверка пульса: лучшее в 2019 - «Новости Музыки»


Двадцать лучших электронных альбомов 2019 года по версии "Проверки пульса"



20. Aythar "Cosmic Resonances" (Carpe Sonum)

Венгр Тамаш Карай (Tamás Károly) – адепт научно-фантастического космо-классицизма, его почти обязательные черты – это тёплый синтезаторный звук и пульсирующие секвенции, тонущие в эхе. Но на "Cosmic Resonances" Тамаш делает уверенный шаг от берлинской школы в сторону эмбиента. Это уже стопроцентные FAX и Rising High золотого периода – на ум приходят сравнения то с "Solitaire" Дэвида Муфанга (David Moufang), то с Dreamfish, то с Syzygy "Morphic Resonance", а то и вовсе с Тецу Иноэ (Tetsu Inoue). Музыка совершенно не из своего места и времени, но это её только красит.



19. Motionfield "A Clear Horizon" (…txt)

Лейбл …txt, в недавнем прошлом регулярный фигурант "проверок", в последнее время слегка сбавил темп, но под самый конец лета отметился сразу двумя пластинками. Вторая, Off Land "Field Tangents", в общем, не хуже, так что выбор сложный, но уж очень я люблю Петтера Фриберга (Petter Friberg) и его проект Motionfield. На этом альбоме швед дрейфует где-то между диссоциированным даб-техно (где бит звучит как замедленный и приглушенный шум колёс удаляющегося поезда) и гармоничным, но почти бессобытийным эмбиентом в окружении полевых записей, основная задача которых – создать пространство. Это пластинка куда более холодная и неуютная, нежели его диск "Luftrum" на Carpe Sonum, но во-первых и тут не без светлых моментов, во-вторых, даже страшилки у Фриберга выходят красивые.



18. The Chemical Brothers "No Geography" (Virgin EMI)

Эд Саймонс (Ed Simons) и Том Роулендс (Tom Rowlands) – пожалуй, единственные среди танцевальных ветеранов, кто стабильно держит марку и не портится с годами (окей, можно еще добавить сюда Underworld, но тех даже танцевальными ветеранами не назовёшь, они еще старше и родом из нью-вейва). Их девятый по счету студийный альбом – это электронный мейнстрим из альтернативной вселенной, где не случилось ни взлета цифрового R&B, ни EDM-помешательства. Пластинка вроде бы и не звучит как ретроградство, но при этом насквозь пропитана влиянием девяностых – биг-бит перемежается со стадионным хаусом, а электро – с тем, что когда-то называлось эйсид брейкс и хард-хоп. Жирные вокальные сэмплы, ритмические сбивки всех мастей, качающая бас-гитара – всё как мы любим. Но главное, на альбоме есть один абсолютно гигантский хит, над которым невозможно не залипнуть на репите. Заглавный трек "No Geography" – крайне редкий для Chemical Brothers (с ходу вспоминается "Swoon"), но как всегда удачный рейд на территорию рейв-эйфории. По звучанию вещь может и слишком похожа на Orbital, но кто сказал, что это плохо?



17. Ladytron "Ladytron" (Studio !K7)

Выдержав восьмилетнюю паузу, во время которой Хелен Марни (Helen Marnie) успела начать соло-карьеру и выпутить две отличные пластинки, Ladytron наконец воссоединились и записали шестой по счету альбом. Главная (и хорошая) новость об этой пластинке – к команде снова присоединился продюсер Джим Абисс (Jim Abiss). С Ladyton он работал над их лучшим диском "Witching Hour", а кроме этого сотрудничал с кучей отличных музыкантов от Бьорк (Bjork) до The Music, Lush и Editors. Звучание вышло плотным и грязновато-тёплым, тут попахивает пост-панком и краут-роком. Много винтажных клавиш и монотонных басовых рифов, да и без шумных гитар не обходится. Но главное, полный порядок с сонграйтингом. Что ни вещь, то потенциальный сингл, а прекрасная "Paper Highways" это, пожалуй, лучшая песня зимы.



16. Si Matthews "Decoding Signals" (Fantasy Enhancing)

Британец Сай Мэтьюз – одна из ключевых фигур в набравшем силу в последние несколько лет эмбиент-техно ренессансе. Эмбиент-техно – термин довольно условный, речь здесь не о каком-то родстве с техно, а скорее о том, что музыка эта чуть более бодрая и ритмичная, чем классический эмбиент в понимании Брайана Ино (Brian Eno). В "Decoding Signals" событийный (т.е. не гудящий, а насыщенный мелодическими линиями, арпеджио и т.д.) эмбиент наложен на медленно похрустывающий электро-ритм. Ближайшие ориентиры для сравнения – два классических альбома с лейбла FAX (HIA/Namlook "S.H.A.D.O" и Spacetime Continuum "Sea Biscuit") и в какой-то степени – компиляции "Artificial Intelligence" с Warp Records. Разница в том, что музыка Мэтьюза на фоне записей из девяностых выглядит как HD-картинка по сравнению с полароидным фото, в этих слоях и деталях буквально тонешь.



15. Datach'I "Bones" (Timesig / Planet Mu)

Джозеф Фрайоли (Joseph Fraioli) обладает довольно редкой способностью записывать на модульных системах не авангардные саундскейпы, а самую что ни на есть музыку. Альбом "Bones" (второй после долгой паузы) – запись довольно разноплановая. Тут есть и игривый мелодичный IDM в духе "Richard James Album" ("Rhys", "Saiph"), и ретро-электроника в духе Катерины Барьери (Caterina Barbieri) ("Wand"), и минималистичная пьеса с плывущими синтезаторами под шестидесятые ("Antumalal"), и суетливая, но красиво звучащая трескотня в духе Autechre рубежа девяностых-нулевых ("Drone Maze"). А вот чего тут нет, так это навязших в зубах штампов современного брейнденса. Кажется, это и лучший его альбом, и одна из лучших пластинок 2019-го.



14. 2xirtam “Quantum Worlds” (Carpe Sonum)

Второй альбом дуэта в составе Ли Норриса (Lee Norris) (Metamatics, Norken, Autumn Of Communion) и Фрэнка Рампелта (Frank Rumpelt) получился, кажется, даже лучше первого, а планка и так была поднята очень высоко. 2xirtam следуют принципу «чтобы получить новый звук, для начала возьмите старый, не получивший должного продолжения». Здесь исходная идея – интеллектуальное чиллаутное электро на грани IDM из середины девяностых. Ориентиры для сравнения – Higher Intelligence Agency, в дуэте с Намлуком и без, Peter Benisch образца «Waiting For Snow» и отчасти звучание раннего Warp. Бонусом – чуточку космо-электроники и вокальных сэмплов, а главное, современная «высокая четкость», когда в звуковой картинке можно «разглядеть» каждую деталь.




13. Space Dimension Controller "Love Beyond The Intersect" (R&S Records)

После великолепного концептуального электро-альбома "Welcome To Mikrosector-50" Джек Хэммилл (Jack Hamill) будто бы намеренно избегал софитов и записывал нишевую музыку. Сначала это была серия ЕР, затем ретроградский, почти хонтологический, но нарочито неяркий альбом "Orange Melamine" на Ninja Tune, потом и вовсе малотиражный самиздат "Redemption Of The Cryonauts", вполне достойный широкого релиза, но почему-то отправленный в категорию "только для фанатов". Теперь Джек, кажется, вновь решился взойти на вершину. "Love Beyond The Intersect" явно продолжает линию "Mikrosector-50" – тот же обработанный голос, тот же теплый звук и те же электрофанковые клавиши, только по ритму это скорее хаус и аранжировки в целом чуть более минималистичные. Но главное, всё, за что мы любим Space Dimension Controller, тут наличествует по полной программе. Это снова "электро-спектакль" с единым сюжетом и настроением, только звучит сиквел чуть более меланхолично и интровертно.



12. Plaid "Polymer" (Warp Records)

Десятый по счету альбом Plaid начинается так, будто англичане решили вернуться во времена экспериментальных пластинок типа "Spokes". Однако к третьему-четвертому треку перед нами снова оказываются игриво-мелодичные Эд и Энди, которых мы знаем что по "Rest Proof Clockwork", что по "Reachy Prints". Впрочем, не слишком меняя музыкальную начинку, Plaid всё же год от года заметно обновляют и совершенствуют звук. Как тембрально, так и в смысле записи и сведения, "Polymer" – пластинка очень современная, звук здесь цифровой (даже при том, что в палитре есть живые инструменты), чистый до крайности. Каждая деталь различима, будто смотришь картинку в формате 4K. В очередной раз хочется отметить, что из подопечных Warp, прошедших весь путь от взлета IDM до его нынешнего ренессанса, именно Plaid сейчас в наилучшей творческой форме.



11. As One "Communion" (De:tuned)

Первый за 13 лет альбом Кирка Деджорджио (Kirk Degiorgio) под именем As One оказался шедевром. Здесь Кирк развивает классический звук раннего Warp Records времен серии "Artificial Intelligence", но еще до масштабного прихода IDM. На пластинке примерно в равных пропорциях смешаны мелодичный пост-детройт в духе B12 и Кенни Ларкина (Kenny Larkin) и эмбиент-техно примерно тех же времен. При этом сделано всё это в привычном для конца 2010-х высоком разрешении – звук прозрачный и насыщенный деталями, но всё еще теплый (примерно до середины десятых детальность и прозрачность почему-то напрочь убивала всю теплоту). Фирменные черты Деджорджио вроде слегка приджазованных клавишных соло и обильного использования TB-303 именно как бас-линии (т.е. с ручкой резонанса, выставленной где-то около нуля) здесь тоже на месте, но главное – что ни трек то потенциальный хит. Уже хотя бы продвинуться дальше композиции "Irimias" – задача не из легких, потому что рука сама тянется к кнопке "repeat".



10. Overmono “ライブ大阪 2018年6月” (Poly Kicks)

По неизвестной причине один из самых ярких электронных проектов последнего времени до сих пор не выпустил полноценный альбом. Ожидание лонг-плея неплохо скрашивает официальный концертник, изданный в Японии (!) на кассете (!!). Лайвы у группы настолько хороши (а мне довелось видеть их уже трижды), что кажется не всякая студийная запись их перебьёт, и возможно, сами музыканты это понимают. Здесь всё по высшему разряду – два получасовых нон-стопа из хауса, умного и в меру ретроградского техно, а главное – обновленческого брейкбита, флагманом и символом которого уже успели стать Overmono.




9. CoMIT "Remote Viewing" (A Strangely Isolated Place)

При всей любви к той музыке, которую Джеймс Клементс (James Clements) записывает как ASC, разобраться в десятках альбомов этого проекта уже решительно невозможно. Так что старт проекта CoMIT (ну точнее рестарт, три года назад под этим псевдонимом Джеймс выпустил семидюймовку) – хороший повод восстановить связь. "Remote Viewing" – это современная версия мелодичного IDM. Неторопливого, не слишком экстравертного, но на удивление содержательного и сбалансированного. Всё как бы на полутонах, без слишком выпирающих ритмических конструкций или слишком ярких мелодий или слишком плотных аранжировок, перегруженных инструментами, но каждый звук на своем месте. Базовые принципы вроде бы и те же, что у раннего Arovane или еще более ранних Autechre, борьба резкого угловатого ритма и нежных меланхоличных мелодий. Но на выходе получается обновленная, HD-версия жанра, и апдейт выходит очень удачным.



8. Caterina Barbieri "Ecstatic Computation" (Editions Mego)

Итальянка Катерина Барбьери входит в довольно узкий круг электронщиков, которые записывает очень далекую от мейнстрима музыку, но при этом заметны далеко за пределами сообщества любителей синтезаторных экспериментов. Она играет на фестивалях калибра "Примаверы" и получает восторженные рецензии от широкорофильных изданий типа Pitchfork Media, и это тот редкий случай, когда весь хайп совершенно по делу. Её четвертый (и первый для Editions Mego) альбом – симфония арпеджиаторов. Сырой и нерафинированный аналоговый звук во всем великолепии. Свои треки она не перегружает продакшеном (никакого нью-эйджа, никаких аналогий с Tangerine Dream), но очень тщательно выстраивает их с композиционной точки зрения. В отличие от большого количества экспериментальной "арпеджиатроники", которая порой оставляет ощущение набора лупов без начала и конца, у Катерины всё в порядке с развитием сюжета и драматургией, 37 минут пролетают буквально на одном дыхании.



7. Synkro "Images" (Apollo)

Джо МакБрайд (Joe McBride) – человек на электронной сцене мягко говоря не новый, его первые околодабстеповые релизы датированы второй половиной нулевых. Несколько лет назад, когда хайп вокруг бас-музыки слегка поутих и звезды "умного дабстепа" вроде Burial и Clubroot либо сильно сбавили темпы, либо вовсе исчезли с радаров, Джо вдруг открылся с совершенно новой стороны. Он увлекся IDM и джанглом, выпустил два альбома на R&S, пару отличных сплит-пластинок с Джеком Левером (Jack Lever) и записал совместную ЕР с Arovane. На новом диске его горизонты раскрываются еще шире – тут и меланхоличный чиллвейв, похожий на воображаемый дуэт Кома Труза (Com Truise) и Manual, и возвышенный балеарик а-ля Гача Бакрадзе (что особенно приятно, учитывая, что сам Гача в последнее время решил пробовать себя в техно и электро), и сентиментальный медленный IDM в духе всё того же Arovane или ранних Telefon Tel Aviv, и даже чуточку спейс-электроники. Очень яркая и эмоциональная электроника с очень высокими шансами на попадание в годовой топ-10.



6. Bochum Welt "Seafire" (Central Processing Unit)

Один из моих кумиров девяностых, от которого я, пожалуй, меньше всего ждал долгой карьеры или даже ярких камбэков, в 2010-е, можно сказать, вышел на пик формы. Это уже третий за десятилетие лонг-плей с неизданным материалом (что по его меркам – просто невероятная плодовитость), хотя обойтись без самоповторов Джанлуиджи всё же не смог и в очередной раз перевыпустил хит 25-летней давности "Melodie d'Aout". По превью казалось, что на "Seafire", как на предыдущем диске "April" будут доминировать амбиентные зарисовки, но этот альбом оказался более разнообразным – тут есть и наивно-романтическое электро, и даже IDM, хотя тихих и по-осеннему уютных пьес без ритма всё равно больше. Но главное – все фирменные черты Bochum Welt (в первую очередь – талант супермелодиста и умение сделать самый тёплый и мягкий в мире звук) здесь проявляются как нельзя лучше. Джанлуиджи – как электронный Пиросмани. Он вроде бы делает совсем простые вещи (двух-трехминутные пьесы, где часто звучат одна и та же пара синтезаторов и глухо постукивает и пошаркивает неведомая драм-машина), но оторваться невозможно.



5. Steve Hauschildt "Nonlin" (Ghostly International)

Пластинки Стива Хошильда варьируются в диапазоне от "очень хорошо" до "гениально" . Даже прошлогодний "Dissolvi", явно не лучший его релиз, где Стив звучал чуть более ритмично, чем обычно, и даже экспериментировал с вокалом, всё равно был чудо как хорош. На "Nonlin" Хошильд возвращается к космо-романтическому эмбиенту образца "Strands" с журчащими арпеджио, пульсирующим басом и струнными аккордами, тонущими в километровой реверберации. Красиво буквально до одури. Тот случай, когда звук, изобретенный в девяностые Global Communication, Sun Electric и их коллегами, при помощи современных технических средств переводится на новый уровень.



4. Barker "Utility" (Ostgut Ton)

Сэм Баркер (Sam Barker), резидент "Бергхайна" и давний подопечный лейбла Ostgut Ton, где он вместе с Энди Баумекером (Andy Baumecker) издавал довольно неглупое техно, решил дальше работать сольно, и первым же альбомом сорвал джекпот. Уже его прошлогодняя ЕР была многообещающей, но ожидание лонг плея было скорее тревожным – уж сколько раз бывало, что ждешь от музыканта революции, а получаешь очередной "трендовый продукт", сделанный как бы по всем современным лекалам, но скучный до жути. Тем не менее, Баркер сдюжил. Большая часть альбома "Utility" – этакий "неотранс с человеческим лицом". Если Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni) или Konx-Om-Pax подходили к задаче уж совсем как постмодернисты-деконструкторы, то Баркер хочет не столько обыграть клише и вывернуть их наизнанку, сколько просто записать приятную пластинку с современным звуком (ударных нет, темп повыше, да и грув больше похож на современный футворк, чем на музыку девяностых), но все же по духу близкую записям 20-летней давности с лейблов Eye Q и Superstition. Треки у него эмоциональные и мелодичные, но совершенно без искусственной эйфории, которой как раз грешат нынешние деконструкторы.



3. Floating Points "Crush" (Ninja Tune)

Выдержав паузу в четыре года после дебютного диска "Elaenia" (появившаяся двумя годами позже "Mojave Desert" – все же скорее ЕР), Сэмюэл Шепард (Samuel Shepherd) подписался на Ninja Tune и выпустил альбом, звучащий совершенно по-новому. Если до этого он обитал где-то между future-джазом и спейс-электроникой, то теперь смешивает в одну кучу неоклассику (трек начинается с пьесы, которую вполне можно приписать кому-то из академических минималистов), брейкбита, электроники шестидесятых и техно в духе Джона Хопкинса (John Hopkins). На бумаге это похоже на рецепт музыкальной пиццы, когда в дело идут остатки всей еды со вчерашнего стола, но в реальности Шепарду удается чудесным образом собрать из этих ингредиентов нечто целостное и очень привлекательное. "Crush" звучит как сложное и разнообразное произведение с единым сюжетом (тут впору проводить аналогии чуть ли не с FSOL), одинаково хорошо подходящее как в качестве интеллектуальной музыки для дома, так и в клубах. Хочется надеяться, что для концертного исполнения Сэм снова соберет живую группу.



2. Suumhow "Secuund" (n5MD)

Второй альбом бельгийского дуэта, играющего дистиллированный, беспримесный IDM – то, что на заре жанра описывалось как "борьба ритма и мелодии". На переднем плане чавкает и похрустывает изломанный и изорванный бит, за ним чуть вдалеке синтезаторы выводят нехитрые и лаконичные, но очень яркие мотивы. Бас-линии при этом часто нет вообще, и это кажется уже часть канона – низких частот вполне хватает и от бочки, в аранжировке при этом больше воздуха, а в мелодиях без "поддержки снизу" появляется какая-то приятная открытость и недосказанность. Форма абсолютно классическая (ближайший ориентир – Autechre где-то между "Tri Repetae" и "Chiastic Slide"), но чувство стиля и вкуса у бельгийцев прямо идеальное, каждый звук, каждая нота на своём месте.



1. Zahn / Hatami / McClure "Ypsilon" (n5MD)

Коллаборация IDM-классика Уве Цана (Uwe Zahn) aka Arovane и двух эмбиент-музыкантов с довольно экзотической пропиской. Даррен Макклюр (Darren McClure) родом из северной Ирландии, но живет в Японии, а Пория Хатами (Porya Hatami) иранец. Оба при этом в эмбиент-сообществе известны давно и хорошо: оба находятся в обойме лейблов …txt и Carpe Sonum, а Хатами еще и засветился на Time Released Sound. Судя по предыдущим релизам вместе и по-отдельности, от этого тройственного союза вполне можно было ожидать и препарированного фортепиано, и авангардной электроакустики, но на "Ypsilon" куда больше привычной, традиционной электроники, и это хорошо. Тут есть и гармоничные синтезаторные аккорды, и мелодичные соло (пусть они и спрятаны на задний план), и где-то вдалеке гулко постукивает неспешный ритм, т.е. технически альбом даже ближе не к эмбиенту, а к IDM, пусть и максимально тихому и интровертному – здесь вообще как будто нет передних планов. При этом и музыкальная глубина, и насыщенность, и степень проработки деталей просто запредельные. А главное – очень хорошо выдержан баланс между эмоцией и технической сложностью.





31.12.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)


Двадцать лучших электронных альбомов 2019 года по версии "Проверки пульса" 20. Aythar "Cosmic Resonances" (Carpe Sonum) Венгр Тамаш Карай (Tamás Károly) – адепт научно-фантастического космо-классицизма, его почти обязательные черты – это тёплый синтезаторный звук и пульсирующие секвенции, тонущие в эхе. Но на "Cosmic Resonances" Тамаш делает уверенный шаг от берлинской школы в сторону эмбиента. Это уже стопроцентные FAX и Rising High золотого периода – на ум приходят сравнения то с "Solitaire" Дэвида Муфанга (David Moufang), то с Dreamfish, то с Syzygy "Morphic Resonance", а то и вовсе с Тецу Иноэ (Tetsu Inoue). Музыка совершенно не из своего места и времени, но это её только красит. 19. Motionfield "A Clear Horizon" (…txt) Лейбл …txt, в недавнем прошлом регулярный фигурант "проверок", в последнее время слегка сбавил темп, но под самый конец лета отметился сразу двумя пластинками. Вторая, Off Land "Field Tangents", в общем, не хуже, так что выбор сложный, но уж очень я люблю Петтера Фриберга (Petter Friberg) и его проект Motionfield. На этом альбоме швед дрейфует где-то между диссоциированным даб-техно (где бит звучит как замедленный и приглушенный шум колёс удаляющегося поезда) и гармоничным, но почти бессобытийным эмбиентом в окружении полевых записей, основная задача которых – создать пространство. Это пластинка куда более холодная и неуютная, нежели его диск "Luftrum" на Carpe Sonum, но во-первых и тут не без светлых моментов, во-вторых, даже страшилки у Фриберга выходят красивые. 18. The Chemical Brothers "No Geography" (Virgin EMI) Эд Саймонс (Ed Simons) и Том Роулендс (Tom Rowlands) – пожалуй, единственные среди танцевальных ветеранов, кто стабильно держит марку и не портится с годами (окей, можно еще добавить сюда Underworld, но тех даже танцевальными ветеранами не назовёшь, они еще старше и родом из нью-вейва). Их девятый по счету студийный альбом – это электронный мейнстрим из альтернативной вселенной, где не случилось ни взлета цифрового R


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий