Проверка пульса: август - «Новости Музыки»
Quiet Places, Cut Copy, Disclosure, Yello, Belbury Poly, Skurken и другие электронные новинки августа
Quiet Places "Volume 1" (A Strangely Isolated Place)
За новым проектом стоят три музыканта, известных в последнее время главным образом по тусовке вокруг диджея Саши (DJ Sasha). Все они входили в состав его концертной группы, а Чарли Мэй (Charlie May) не особенно скрывает тот факт, что за большей частью Сашиной музыки в реальности стоит он. Впрочем, у Мэя хватает и собственных проектов, под именем Spooky он неплохо известен и в прогрессив-хаус, и в IDM кругах. НУ а под именем Quiet Places троица, естественно, записывает эмбиент. Звучит пластинка не то, чтобы мрачно, но подчеркнуто холодно. Шумно-рыхлый звук, из которого едва выделяются отдельные инструменты, тревожные (пусть и не без просветлений) гармонии, неровные петли – всё это напоминает не то позднего Sense, не то Biosphere с привкусом космических арпеджио а-я Mysteries of Science, в сторону которых фокус смещается во второй половине альбома. Поверх музыки то и дело звучит spoken word на тему психоделических опытов и контактов с потусторонним миром – и это, пожалуй, ход спорный. Если отдельные голосовые сэмплы в эмбиент хорошо вписываются почти всегда, то связная речь всё же слишком уж отвлекает внимание от музыки. Вместо "continuous mix" версии (которая добавлена в релиз отдельным треком) хочется услышать инструментальную, но в остальном к пластинке никаких вопросов, такое не затерялось бы ни на Recycle Or Die, ни на Rising High, ни на em:t. А вот от канонов A Strangely Isolated Place эта пластинка как раз отходит. Фирменный ASIP-овский "печальный дрон" по-настоящему всплывает только на седьмой части (треки здесь безымянные), звучащей как воображаемый ре-эдит Кристиана Феннеса (Christian Fennesz) на Autechre "VLetrmx".
Cut Copy "Freeze, Melt" (Cutters Records)
Австралийские звезды инди-попа нулевых переживают довольно интересную фазу. Примерно до альбома "Free Your Mind" они хоть и слегка варьировали звук, но неизменно сочиняли жизнерадостные танцевальные хиты, одинаково хорошо "работавшие" как в формате живого концерта, так и в барных диджей-сетах. В 2016-м Cut Copy расстались с Modular Recordings, занялись собственным лейблом Cutters и выпустили совсем уж неожиданный экспериментальный альбом "January Tape". И хотя за ним последовал песенный "Haiku From Zero", было заметно, что группа находится в активном поиске. "Freeze, Melt" – формально вроде бы тоже песенная пластинка, но очевидно, что центральную роль здесь играют аранжировки. Группу клонит то в краут-рок, то в синтезаторный "модуляр-поп" а-ля последний сингл Roosevelt, а в "Stop, Horizon" австралийцы, очевидно, вознамерились создать собственный ответ "Electric Counterpoint" Стива Райха (Steve Reich). Звук на альбоме красивый до одури, да и вокальное многоголосье в него вписано почти идеально (у Cut Copу вдруг появился совсем не свойственный им ранее психоделический флёр), вот только от дискотечных хитов не осталось и следа.
Paul Blackford "Betamax" (Central Processing Unit)
Британец Пол Блэкфорд – выходец из электро-брейкс сцены, известный по релизам на лейблах Breakin', WeMe и собственном Militant Science. Подписавшись на CPU, Пол значительно смягчил звук и к третьему релизу заиграл этакое синтетическое даунтемпо – легкое, изящное и совершенно лишенное испортивших жанру репутацию штампов вроде сэмплов из джаза и рейдов на территорию easy listening. В Пола будто бы вселился дух Тома Миддлтона (Tom Middleton) года, этак, 1996-го, времен ремиксов на Softballet и Palmskin Productions. Подчеркнутый стаккато-бас и сентиментальные мелодии. Вот только у Блэкфорда есть и еще один корень – музыка восьмидесятых в диапазоне примерно от Яна Хаммера (Jan Hammer) до саундтреков к видеоиграм и того, что называется library music. Что-то в "Betamax" есть от синтвейва, лишенного влияния диско и спейс-электроники. Короче говоря, модное ретроградство, но развернутое под совершенно неожиданным углом.
Keiss "Urban Utopia" (Touched Revolutions)
Пятый по счету альбом Станислава Ковалева, российского резидента британского лейбла Touched Music на этот раз приписан к новому подразделению Touched Revolutions и издан в виде нарядного picture-винила с изображением прибора Elektron Digitone. Фирменный Keiss-овский IDM звук "высокой четкости" с обилием деталей узнается сразу, но при верности генеральной линии, у каждой пластинки Стаса есть свой характер. От "Tau Ceti" веяло future-garage и хорошо законспирированными брейками, "Lamps And Bedroom" был печально-отстраненным, а "Urban Utopia" на этом фоне прямо-таки полон оптимизма. Здесь слышны отсылки куда-то к IDM классике начала нулевых – Arovane, Mr Projectile или, скажем, Bauri. Рваный похрустывающий бит на основе электро или хип-хопа, щедро сдобренные эхом обрывки голосов и, конечно, теплые синтезаторные мелодии.
Gacha Bakradze "Western Arrogance" (Die Orakel)
В последнее время Гача сделал уверенный шаг по направлению от нежной балеарики в сторону более жесткого клубного звука, что, признаться, несколько расстраивало. На "Western Arrogance" жесткий бит по-прежнему есть, но во-первых, уже сама ритмическая структура звучит поинтеллигентнее (тут вместо техно и электро появляется эстетский электро-брейкс в духе Overmono или лейбла Ilian Tape), да и музыки под этой арматурой достаточно – тут вам и многослойные пэды, и далекие голоса, и скромно убранные на задний план повизгивания TB-303. Особенно хороша занимающая всю вторую сторону пластинки 14-минутная "Inside". Чего уж тут, клубная музыка с эмбиент-начинкой – сочетание почти беспроигрышное.
Disclosure "Energy" (Capitol Records)
Дебютный диск Disclosure "Settle" (2013) ставил братьев Лоуренс в статус наследников Chemical Brothers и Moby в том смысле, что британцам идеально удавалось усидеть на двух стульях и нравиться одновременно и любителям массовой поп-музыки из телевизора, и поклонникам электроники, если и не интеллектуальной, то уж как минимум клубной. Последовавший два года спустя "Caracal" этот статус не упрочил, но и не отменил, это был крепкий второй альбом без чудес, но и без провалов. Еще через три года Disclosure вернулись было с серией синглов, но затем снова исчезли с радаров. В результате пауза перед третьей полнометражной пластинкой длилась аж 5 лет и за это время группу даже успели подзабыть. На "Energy" это стремление нравится "и нашим, и вашим" выглядит еще очевиднее, но теперь у Гая и Ховарда не очень получается проявлять дуализм внутри каждого трека в отдельности. В результате, как минимум треть альбома – довольно унылая коммерческая шняга в духе репертуара MTV Dance, но всё остальное – музыка весьма небезынтересная. Братьев клонит то в герридж (неслучайно делюкс-издание заканчивается ремиксом от MJ Cole в духе "верните мне мой 2001-й"), то в классический хаус а-ля Hed Kandi, то куда-то во владения позднего Flying Lotus. Но лучше всего Disclosure удаются эксперименты с африканской музыкой."Douha (Mali Mali)", "Tondo" или "Etran" звучат как очень достойный хаус-ответ проекту Keleketla.
Kelly Lee Owens "Inner Song" (Smalltown Supersound)
Второй диск британки, подписанной на норвежский инди-гигант Smalltown Supersound нисколько не добавляет ясности в вопрос, кто же она в большей степени, поп-певица или электронщица-экспериментатор. Предшествовавший пластинке сингл "On" вроде бы недвусмысленно намекал на поп-потенциал Келли, да и на альбоме подобной яркой и хитовой поп-индитроники в духе Lali Puna, Purity Ring или чуть смягченных Chvrches в принципе хватает. Но тут же рядом – деконструированный даб с мантрообразным вокалом Джона Кейла (John Cale), отмороженные техно-стучалки, жизнерадостные, почти трансовые номера, арпеджиатроника в духе саундтрека к "Stranger Things" и даже кратковременные залеты в герридж, а смена декораций запросто может происходить по ходу одной и той же композиции. При этом расположены треки так, что весь этот музыкальный калейдоскоп совершенно не оставляет ощущения эклектичного плейлиста, звучащего в режиме "shuffle", а даже претендует на некую целостность.
Hudson Mohawke "B.B.H.E." (Warp Records)
Новый релиз "B.B.H.E" (что расшифровывается как Big Booty Hiking Exhibition) Хадсон Мохоук называет микстейпом и как бы не включает в официальный канон. По сути, это сборник ауттейков разных лет, часть из которых как-то светилась на радио или живых концертах, а еще часть была написана в качестве битов для рэперов, но в итоге им не пригодилась. Но как это часто бывает, звучит эта подборка в чем-то даже поинтереснее "номерных" альбомов Хад Мо. И в первую очередь, "B.B.H.E.", конечно, подкупает разнообразием. Тут есть и бравурный симфо-трэп с трубами, и хромоногий "вонки" в духе пластинки "Polyfolk Dance", и самый настоящий глитч-хоп (если вы вообще помните, что это такое) и совсем уже безумная калейдоскопическая экспериментальщина с постоянной сменой кадра и трудноуловимой структурой. Есть в этом какая-то смелось и свобода, которая очень привлекала в музыке Росса, когда он дебютировал на LuckyMe и несколько померкла, когда он превратился в большую звезду.
Belbury Poly "The Gone Away" (Ghost Box)
Один из главных на планете пропагандистов хонтологии, совладелец лейбла Ghost Box Джим Джапп (Jim Jupp) спустя четыре года созрел для новой соло-пластинки. На "The Gone Away" Джим обходится без помощи приглашенных музыкантов и в буквальном смысле пишет все инструменты сам. Разумеется, большая их часть – всевозможные ретро синтезаторы, электроорганы, пропущенные через фэйзер стринг-машины, винтажные ритм-боксы и прочие аналоговые радости. Но находится здесь место и живой перкуссии, и гитаре, и даже клавесину. Звучит всё вместе весьма причудливо – альбом получился гибридом барочной музыки и ретро-электроники, сыгранной не то на итальянский, не то и вовсе на советский манер, то есть нарочито мелодично и сентиментально, совсем не так, как принято в англо-немецкой школе. Настроение то и дело меняется с шестидесятнической легкости, к которой мы уже успели привыкнуть, на совершенно не характерную для нынешнего времени романтическую серьезность и печаль. В заглавном треке даже появляется вокал – тембрально очень яркий, но в плане текста совершенно неразборчивый, что создает обманчивое ощущение, что Джим вдруг запел по-русски.
Yello "Point" (Polydor)
О новом альбоме швейцарских арт-вейв ветеранов трудно сказать, что-то кроме того, что он а) очень хороший, б) выдержан совершенно в их стиле с поправкой на чуть обновленный цифровой звук. C первого же трека "Waba Duba" и до последнего Дитер Майер (Dieter Mayer) и Борис Бланк (Boris Blank) цинично эксплуатируют свои же стилистические находки начала восьмидесятых – синтетический бит, тромбон а-ля "The Race", электроорган, лаконичная гитара, латиноамериканский грув, демонический скэт-речитатив Майера (который в этом году отметил 75-летие) и, главное, атмосфера тревоги и саспенса. В какой-то момент Майера пробивает на какие-то уж совсем Коэновские интонации, но стройность формы это только подчеркивает. Кажется, помимо Yello есть всего одна группа, которой удаются настолько точные музыкальные формулировки. Это, разумеется, Kraftwerk.
Skurken "Zetorr" (Touched Music)
Исландский ветеран, записывавший IDM еще в девяностые, издает музыку редко (альбомы у него выходят примерно раз в пять лет) и в основном на родине, так что релиз на Touched можно считать в некотором роде выходом в большой свет. "Zetorr" – этакий "прогрессивный IDM" с замысловатыми аранжировками, сложными ритмическими рисунками (в том числе выходящими за рамки привычных 4/4), неочевидными гармониями и плотной звуковой текстурой. Ориентирами для сравнения можно назвать поздние записи Plaid, где ставка тоже делается на сложность без ущерба музыкальности (впрочем, относительно них Skurken звучит на порядок мягче) или Orbital конца девяностых – начала нулевых. И то, и другое – "мелодичная музыка с нелогичными мелодиями", что в электронике встречается довольно редко и от этого еще ценнее.