Проверка пульса: ноябрь - «Новости Музыки»
Overmono, HVL, Fatima Yamaha, камбэки Cabaret Voltaire и HIA и другие электронные новинки ноября
Kruder & Dorfmeister "1995" (RecordJet)
Австрийцы Петер Крудер (Peter Kruder) и Рихард Дорфмайстер (Richard Dorfmeister) в конце девяностых были главными звездами жанра даунтемпо. Своих пластинок у них было сравнительно немного, но они невероятно преуспели в качестве авторов ремиксов. Их главной записью считался двухдисковый миксованный сборник "The K&D Sessions", где Петер и Рихард переиначивали на туманно-вальяжный лад всё, что движется, начиная с Roni Size и Bomb The Bass и заканчивая Depeche Mode и Lamb. В нулевые дуэт тихо распался – Крудер записал пару альбомов с Peace Orchestra и исчез с радаров, а Дорфмайстер не без успеха играл балеарик-диско в дуэте Tosca, издавая альбомы раз в 2-3 года. И вот, спустя, по сути, 20 лет – чудесное воссоединение и альбом. Хочется сказать "долгожданный", но нет – чего мы точно не ждали, так это возвращения K&D. А еще напрашивается слово "дебютный", т.к. формально это первый лонг-плей в дискографии дуэта, но снова нет, "1995" – это что угодно, но только не дебют. Строго говоря, это скорее архивное переиздание, все эти 14 треков собраны с DAT-кассет, лежавших всё это время в подвале венской студии Петера и Рихарда. Видимо, альбом собирались издать лет на 20 раньше, но почему-то релиз так и не состоялся, да может и не планировался вовсе. Но самое удивительное, что сегодня "1995" звучит как откровение. Этот неторопливый абстрактный хип-хоп на джазовых и блюзовых сэмплах настолько перпендикулярен всем современным трендам, что выглядит совершенной музыкой сфер. И дело тут вовсе не в том, что музыка деградировала или всё старое лучше нового, просто в поисках необычного звука эффективнее всего покрутить воображаемый маховик времени. Сегодня необычно (а значит интересно) звучит даже классический рок – из идеи "играть гитарную музыку без рифов и соло", которая была актуальной лет 20 назад, кажется уже добыли все полезные ископаемые, а сейчас, похоже, пора возвращаться к рифам. Так же и с хип-хопом и тому подобной музыкой. Минимализм с супержирным басом и стрекотанием TR-808 слушать уже решительно невозможно, пора снова расчехлять старые сэмплеры и отправляться в ближайший рекорд-шоп за старым джазом.
Italoconnection "Disco Boutique" (Blanco y Negro Music)
Еще одна пластинка в жанре переосмысления прошлого. Причем участник Italoconnection Фред Вентура (Fred Ventura) – сам по себе ветеран итало-сцены, но известный не только и не столько записями восьмидесятых, сколько пластинками уже новыми. "Disco Boutique" (ранее выходивший в виде двух ЕР, а теперь дополненный еще парой композиций) – это восемь кавер-версий в жанре "нео-итало" на диско и хаус-хиты разной степени "обскьюрности". Новые версии звучат в меру мощно и "прокачано", но сделаны с любовью и дух оригиналов передают довольно точно. Из номеров поизвестнее – открывающая диск "My Life Muzik" Феликса Да Хаускэта (Felix Da Housecat) и "Tryouts For The Human Race" Sparks времен их сотрудничества с Мородером. Из этаких "боевиков для нёрдов-коллекционеров" – "Do You Feel The Force", инструментальное спейс-диско французского проекта Droids (ох как приятно было слышать эту вещь, закрученную до дыр еще в советском детстве) и хит радио Intergalactic FM Transvolta "Disco Computer", вокодерные танцы конца 70-х авторства Дэна Лаксмана (Dan Lacksman) из Telex. Но если это – выбор неочевидный, но всё же логичный, то внимание к музыке из советского блока – уже приятнейший сюрприз. А тут таких вещей целых две: первая – "Kérdés Önmagamhoz" венгерской певицы Кати Ковач (Kati Kovacs), еще один флэшбек из детства – в оригинале эту вещь (как оказалось, совершенно удивительную и насквозь электронную) я, конечно, не слышал, но Кати помню по каверу на Ottawan, который любили поставить на советском радио. Вторая – "Сафари" (да, именно так – кириллицей) с пластинки "Ритмическая гимнастика" 1984 года, той самой, где под диско-треки советских электронщиков типа Родионова, Лиепиньша или Овсянникова бодрый женский голос зачитывает инструкции по аэробике.
The Amorphous Androgynous & Peter Hammill "We Persuade Ourselves We Are Immortal" (fsoldigital.com)
The Amorphous Androgynous & Peter Hammill "We Persuade Ourselves We Are Immortal" (Remixes) (fsoldigital.com)
FSOL не привыкать сотрудничать с "монстрами рока", они уже работали и с Робертом Фриппом (Robert Frip), и с Гари Лукасом (Gary Lucas) из Captain Beefheart & The Magic Band. Но здесь прямо сборная ветеранов психоделического арт-рока – помимо Хэммилла (чьё присутствие уже само по себе впечатляет) тут еще и Пол Уэллер (Paul Weller) на гитаре и фортепиано, саксофонист из Soft Machine, филармонический хор и струнная секция на 25 музыкантов. С музыкальной точки зрения Amorphous Androgynous при этом не то, чтобы сильно изменились – перед нами всё тот же навороченный шестидесятнический прог, переосмысленный на современный лад. Многочастная форма (вот в чем FSOL/AA точно нет равных, так это в умении создавать бесконечные и при этом совершенно нескучные "вариации на тему"), отсылки к Pink Floyd и чуть ли не Эднрю Ллойду Уэберу (Andrew Lloyd Weber), драм-брейки из Beatles, ситар, гитарные соло и амбиентные интерлюдии в духе Вангелиса (Vangelis). В паре к 40-минутному альбому идет еще и ремикс-альбом аж на 14 треков (по необъяснимой причине вышедший раньше оригиналов), где треки с пластинки перерабатывают коллеги по психоделической тусовке, в массе своей широкой публике совершенно неизвестные. Особенно приятно видеть в этой компании киевских спейс-рокеров Atomic Simao.
The Higher Intelligence Agency "Discatron" (Headphone)
Еще один камбэк, еще более удивительный, чем явление Kruder & Dorfmeister, да еще и с по-настоящему новым материалом, пусть его хватило пока только на получасовую EP. Строго говоря, всё это время (а с момента выхода последнего альбома HIA прошло 20 лет) Бобби Бёрд (Bobby Bird) не то, чтобы пропадал в безвестности – он довольно регулярно, хоть и нечасто, выступал в родном Бирмингеме и время от времени даже выезжал на фестивали. Но главное – представления о прекрасном, как в отношении стиля, так и в отношении звучания, у Бёрда за всё это время не изменились. "Discatron" звучит как прямое продолжение классического альбома "Freefloater". Звук чуть почище и попрозрачнее, но перед нами всё то же эмбиент-техно и приайдиэмленное электро: неторопливый чавкающий бит, жирнющие синтезаторные аккорды и этакое ощущение комфорта и стройности при отсутствии ярко выраженных мелодий.
Cabaret Voltaire "Shadow of Fear" (Mute Records)
Вы еще не устали от камбэков? Тогда получайте новый альбом индастриал-легенды Ричарда Кирка (Richard H. Kirk), который решил вернуть к жизни свой самый известный проект Cabaret Voltaire. Собственно говоря, сделал он это еще 6 лет назад, выйдя на сцену фестиваля Berlin Atonal с новым лайв-шоу, после чего продолжил давать редкие концерты, и вот только сейчас решил записать по следам этих выступлений пластинку. "Shadow Of Fear" возвращает нас куда-то в первую половину 80-х, бодрости и злобы у 64-летнего Кирка сегодня хватит на десятерых. Подчеркнуто сырой и грязный звук, маршевые ритмы, монотонно пульсирующий бас, крики и коллажи из голосовых сэмплов в качестве вокала. Прото-техно, EBM, краут-рок и ровно то ощущение наступающего апокалипсиса, которое вселяли живые концерты нынешнего "Кабаре". И если пять лет назад на фоне пригламуренных техно-звезд Кирк, при всей эффектности его возвращения, выглядел старым параноиком, то в конце 2020-го именно его музыка точнее всего передает ощущение нынешнего "здесь и сейчас".
Lindstrøm & Prins Thomas "III" (Smalltown Supersound)
Третий совместный альбом двух суперзвезд норвежского балеарик-диско. Уж простите за такое несоответствие топонимов – где Балеарские Острова, а где Осло, но так уж вышло, что архипелаг в средиземном море стал мировым символом вальяжной и расслабленной клубной музыки, а Скандинавия – её главным производителем в последние лет 15. И надо сказать, что при том, что эти два норвежца в последнее время увлекались то спейс-электроникой, то краут-роком и дабом, то наоборот hi-nrg, на "III" они играют именно что дистиллированный балеарик. Темп "не выше ста" (горизонтальное диско?), замысловатая живая перкуссия, насыщенные оркестровые аранжировки (так и хочется вспомнить Поля Мориа), приджазованные клавиши и гитары с квакушками. Подарок для всех, кто соскучился по проекту Quiet Village или просто хочет тепла и позитива снежным зимним вечером.
Fatima Yamaha "Spontaneous Order" (Magnetron Music)
Fatima Yamaha сегодня ассоциируется с тусовкой лейбла Dekmantel и выглядит проектом актуальным и модным, но Бас Брон (Bas Bron) был где-то рядом в последние лет 20-25. Он издавал пластинки под именами Gifted, Bastian и Seymour Bits (в этом качестве он успел засветиться даже на Clone и Breakin' Records) и не то, чтобы звучал как-то сильно иначе. Когда Брон начинает играть свои игривые прифанкованные клавишные соло, узнать его можно буквально по нескольким нотам. И здесь его фирменных клавиш тоже хватает. "Spontaneous Order" – милая и легкая танцевальная музыка с человеческим лицом. Электропоп и электрофанк (кое-где даже с вокалом), ностальгический френч-хаус ("Day We Met" звучит как потерянный хит с альбома Daft Punk "Discovery") и ироничное ню-диско на 6/8 ("Happy Hour at Hayek's"). Идеальный саундтрек для домашней новогодней вечеринки.
Nikakoi "Geoweddings" (CES Records)
Отсылка к свадьбам в названии настораживает уже сама по себе, и альбом эту тревогу, увы, не рассеивает. "Geoweddings" – это постмодернистская деконструкция грузинской танцевальной музыки. Народные мотивы (а скорее даже не мотивы, а ритмы) Ника Мачаидзе как бы разбирает на молекулы, убирая из него всё лишнее на манер Кинга Табби (King Tubby) или Ли Перри (Lee Perry). На выходе мы получаем, по сути, лего из лупов – 8 длинных треков, каждый из которых строится вокруг определенного ритмического паттерна и минимально меняется по ходу. Небезынтересно в качестве эксперимента или исследования, но ради удовольствия не послушаешь.
Overmono "Everything U Need" (XL Recordings)
Эд и Том Расселы (Ed Russell, Tom Russell) упорно не хотят издавать официальный альбом (хотя в прошлом году всё же разродились кассетным релизом 60-минутного лайва), но спустя три года вернулись на XL Recordings и выдали 20 минут материала, что по их меркам можно считать крупной формой. На "Everything U Need" Overmono стали чуть более задумчивыми и мечтательными (что их, разумеется, только красит) и кое-где чуть добавили лоу-фая, но сохранили верность фирменным техно и брейкбиту, а это главное. Первая, прямобитная сторона пластинки отдает Джоном Хопкинсом, а последний трек и вовсе навевает ассоциации с Autechre времен "W R Are Why", хоть и звучит куда более club-friendly. И главное, каждый трек по-своему хорош, ни единого филлера. Один из лучших релизов в дискографии Эда и Тома.
VA "Found Sound 2" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Благотворительный лейбл Touched, который в последние годы стал одним из ключевых игроков на поле IDM и брейнденса, вернулся к истокам (именно сборниками он в своё время и сделал себе имя) и выкатил мощнейшую по составу компиляцию из 28 треков. Здесь объединены сразу два формата: с одной стороны, это очень успешный заход на территорию популярных в последнее время сборников IDM-классики. В подборке довольно много шедевров из конца девяностых – начала нулевых: AeMIC, Static, Bauri, Scanner, ремикс Boards of Canada на Михаэля Факеша (Michael Fakesch) и даже би-сайд Orbital, а кое-что вроде треков FSOL, Bola и Seefeel перекочевало сюда из многочасовой компиляции "Touched 3". С другой – рядом с известными, пусть и несколько подзабытыми вещами немало эксклюзива, причем новыми треками тут представлены и относительные "звезды" (Ruxpin, Drøn и даже Plaid), так и новые резиденты Touched или персонажи совсем уж загадочные. При всей пестроте состава и в меру разнообразной стилистике (IDM, электро, хмурый иллбиент, брейкбит и даже технотранс), звучит эта подборка на редкость плотно и целостно, к кнопке "skip" рука не тянется ни разу – и это, наверное, и есть главная добродетель хорошего сборника.
VA "Twenty Years Away" (n5MD)
Еще одна "отчетно-выборная" компиляция, приуроченная на этот раз к 20-летию американского лейбла n5MD. Сборник разбит на три диска, каждый из которых имеет свою направленность и отражает определенный вектор в деятельности лейбла. На первом диске – IDM (Suumhow, Loess, Arovane и даже дуэт Proem с SubtractiveLAD), на втором – нечто среднее между пост-роком, инструментальным нью-гейзом и неоклассикой, т.е. музыка, явно тяготеющая к эпическим формам (Port-Royal, Aerosol, Near The Parenthesis, Winterlight и иже с ними), ну и на третьем уже в меру глубокий эмбиент, местами холодный и обволакивающий, местами возвышенный (Gimmik, Bvdub, Daniel McCagh, Ex Confusion и другие). Материал сплошь эксклюзивный, к тому же для такого дела артисты явно не пожалели ярких треков. Звучит всё вместе порой чересчур торжественно, но в случае с n5MD уже давно понятно, что пафос – это, как говорила героиня одного из фильмов Вуди Аллена, "part of their creative charm", то бишь часть их творческого обаяния.
HVL "Aura Fossil" (HVL)
Гиги Джикия - резидент тбилисского клуба Бассиани, который публика любит за звук мощный и агрессивный, однако собственная музыка HVL, в особенности та, что Гиги выпускает на собственном лейбле, звучит куда более мягко и задумчиво. "Aura Fossil" – уже второй его альбом в этом году (первым был апрельский "Alignment", тоже самиздатный). Запись это с одной стороны очень полистилистичная (классический IDM по заветам раннего AFX и даже с сэмплами из него, возвышенный космо-эмбиент, кислотное электро и техно в духе Hardfloor, эйфорически лёгкий технотранс и в качестве доминирующей линии – атмосферный брейкбит на манер слегка утяжеленного Гачи Бакрадзе), с другой – на удивление хорошо звучащая целиком, как единое произведение. Тренд на вдумчивый брейкбит, который внедрили лейблы Whities, Ilian Tape и отчасти R&S – вообще лучшее, что происходило с клубной музыкой в последние пару лет, но HVL он получается каким-то особенно приятным.
Richie Hawtin "Time Warps" (From Our Minds)
Ричи, выпускающий двухтрековый релиз общей длительностью под 40 минут – это уже само по себе интересно. В сущности, если перед вами пластинка с тэгом "электроника", на каждой стороне которой по одному длинному треку (т.е. по длительности это уже альбом, а не сингл), её можно брать не глядя. И на Хоутине эта логика тоже сработала. На первой стороне – 19-минутная "Time Warps", ортодоксальное аналоговое техно в духе Джефа Миллса (Jeff Mills) или кого-то еще из Underground Resistance. Вторая сторона (17-минутная "Time Stands Still") начинается как ускоренный спейс-электронный трек в духе лейбла FAX с супержирными синтезаторными аккордами и трансовым арпеджио на переднем плане. Дальше включается TB-303, потом, уже после десятой минуты, вступают хайхэты, и лишь в последней четверти – долгожданная бочка. Make techno progressive again!