Хроника трансформации - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Хроника трансформации - «Новости Музыки»


Синтвейв идет в массы, клубные продюсеры в изоляции играют чилл и другие важные тренды в электронике-2020


2020-й был слишком странным годом, чтобы пытаться делать из произошедших в музыкальном мире событий какие-то далеко идущие выводы. Однако привычку наблюдать и подмечать закономерности никакой пандемией не перешибешь, а интересных изменений на поле электронной музыки произошло немало. Тенденции эти стоит поделить на две группы. Первая группа – это только намечающиеся признаки того, чем двадцатые будут отличаться от десятых. Отдельные черты этого "нового облика новой музыки" можно было видеть еще до локдауна, и по большому счету пандемия здесь ничего не поменяла. Вторая группа – изменения, хочется надеяться, временные. Те, что были вызваны в первую очередь остановкой концертной жизни, так что как только она возобновиться, всё может вернуться на круги своя. А может и нет.

Для начала – о локальном, то есть о том, какой стала электронная музыка в эпоху коронавируса.

Онлайн-концерты электронщикам удаются лучше, чем кому бы то ни было.

Тут всё логично. Во-первых, электронщики часто работают в одиночку и дома, так что даже полный локдаун никак не мешает репетировать и играть онлайн-концерты. Во-вторых, качественные трансляции из дома (для организации которых вполне хватает камеры смартфона, установленного на штативе) зачастую выглядят в разы интереснее клубных концертов – так можно наконец рассмотреть самое главное, процесс игры на синтезаторах и прочих загадочных устройствах, который совершенно теряется в клубе, когда артист стоит на сцене, а зрители в зале. К тому же, играя из дома, музыкант может задействовать всю студию и использовать не три синтезатора, которые можно взять с собой в клуб или тем более на борт самолёта, а десять или двадцать. Таким образом концерт оказывается куда более насыщенным и разнообразным с точки зрения исполнения. А любой клубный лайв – это всё же результат компромисса в попытках сделать сетап максимально компактным. Наконец, несмотря на то, что электронику принято напрямую связывать с клубами и рейв-культурой, ясно что аудитория даже таких проектов как Bicep или Orbital (не говоря уже о более спокойной и нёрдовской музыке) на огромный процент состоит из интровертов-одиночек, которые охотно смотрят концерты в интернете, но совершенно не имеют привычки ходить в клубы. Вдобавок, онлайн-концерт – еще и способ показать своё искусство тем, с кем артист не пересекается чисто географически. Вряд ли жители Челябинска, Каира или штата Юта видели много заезжих электронщиков даже в доковидные времена. Ну а нишевые артисты к тому же не могут себе позволить гастроли по чисто экономическим причинам. Так что похоже, что практику онлайн-выступлений мы радостно возьмем с собой и в дивный пост-ковидный мир.





Сильнее всех страдают ди-джеи.

А вот с диджей-сетами ситуация строго противоположная. И проблема здесь не только в том, что подавляющее большинство диджей-сетов "работает" только в формате больших саунд-систем и коллективного восприятия (существенная доля танцевальной электроники сразу записывается с прицелом на клубный звук и в домашнем формате совершенно не звучит), но и в авторских правах. Большая часть популярных стрим-платформ, включая Youtube, Facebook и Twitch просто запрещают транслировать музыку, защищенную копирайтом (вылавливаются такие треки при помощи роботов). Навстречу диджеям идут более нишевые платформы типа mixlr или mixcloud, но, во-первых, там нет видео (без которого экспириенс выходит явно неполным), а во-вторых, их аудитория на фоне гигантов типа Youtube пренебрежимо мала. Так что профессиональные диджеи – пожалуй, самый пострадавший сегмент музыкального рынка.

Оказавшись дома взаперти, все стали сочинять более мягкую "домашнюю" музыку.

Тем, кто не только ставил в клубах пластинки, но и сам сочинял клубную музыку, локдаун заметно поменял мышление. Оказавшись в самоизоляции все стали сочинять музыку более медленную, более мягкую и более задумчивую. Дома все принялись записывать эмбиент, спейс-электронику, лоу-фай или IDM. Примеров тут десятки, начиная с HVL или клиентов лейбла Hyperboloid и заканчивая Four Tet, который вслед за клубным "Sixteen Oceans" (выход которого был запланирован еще в прошлом году) выпустил "изоляционный" альбом "Parallel", звучащий даже интереснее.



Самиздат становится еще популярнее.

Издание музыки (в том числе и на физических носителях) не прекращалось даже в самый жесткий карантин, но процесс этот сильно замедлился. С перебоями работает всё, начиная с заводов по производству винила и заканчивая почтой, поэтому графики летят в тартарары, а сроки издания, особенно для небольших лейблов становятся совсем непредсказуемыми. А деньги музыкантам нужны здесь и сейчас, так что "пандемические" релизы всё чаще публикуются самиздатом, в первую очередь через площадку Bandcamp, которая по такому случаю даже ввела практику не брать себе процент со всей музыки, купленной на сайте по пятницам. В этом случае все деньги идут напрямую артистам. Так что если вы хотите поддержать любимого музыканта, вы знаете, что делать.



Но довольно о грустном – давайте всё же надеяться на то, что пандемия закончится, концертная жизнь возобновится. Что же мы услышим на этих концертах? Какой будет электроника 2020-х?

Синтвейв пошел в массы.

Как это часто бывает, нишевые (но довольно популярные) электронные направления нередко подхватывают поп-исполнители. В этом году в массы хлынул синтвейв. Что именно мы подразумеваем под этим понятием – тема для отдельной статьи, но пока для простоты будем называть так примерно всё, что вдохновлено восьмидесятыми, музыкой из кинофильмов категории "Б", старыми видеоиграми и тому подобным. С одной стороны, музыка это не только доступная, но и имевшая огромную фан-базу (артисты типа Mitch Murder бешено популярны в стримингах несмотря на примерно нулевое внимание со стороны медиа), то есть поход синтвейва в мейнситрим логичен. С другой – всё же культ этого жанра сформировался не вчера, и не вполне понятно, почему этот прорыв случился именно сейчас. Как бы то ни было, альбом Дуа Липы (Dia Lipa) "Future Nostalgia" (а это одна из главных поп-пластинок года) насквозь пропитан синтвейв влияниями, ну а едва ли не крупнейший поп-хит 2020-го, The Weeknd "Blinding Lights" – это просто синтвейв в чистом виде, от записей того же Mitch Murder он отличается разве что наличием вокала.



Африка в тренде.

О тренде на мультикультурность в том числе и в электронике говорят уже не первый год. На фоне популярности K-Pop все ждут появления топовых электронщиков из Азии, но пока видны только единицы, да и то не на первых ролях. Зато мы получили, по сути, новую волну World Music, которая учитывает современные политические реалии типа BLM-повестки и постколониализма. На этот раз европейские и американские звезды обходятся с африканской музыкой более уважительно – теперь это уже не сэмплы (часто без указания авторства и соответствующих royalties), а полноценные коллаборации, в которых африканским артистам отведены уже главные роли. Ярчайшим примером такого сотрудничества в 2020 стал проект Keleketla!, объединивший музыкантов из ЮАР, Нигерии и Западного Папуа, а также основателей лейбла Ninja Tune британский дуэт Coldcut.



Академизация электроники.

Что же происходит на экспериментальном фронте? Тут всё активнее стираются границы между электронной и академической музыкой. Культ модульных синтезаторов и не думает ослабевать, а инструмент диктует и определенный, "шёнберговский", если угодно, образ мышления. Не будем забывать, что именно отец всех модулярщиков Мортон Суботник (Morton Subotnik) первым выпустил электронный альбом на сугубо академическом лейбле Nonesuch. Ну а уж влияние минималистов, в первую очередь Стива Райха, становится в электронике уже почти общим местом. Возьмите хоть Вакулу, хоть Cut Copy, хоть Джиджи Масина (Gigi Masin). В этом смысле пластинкой, отлично выражающей "цайтгайст" 2020-го можно назвать "Conference Of Trees" немецкого музыканта Pantha Du Prince. Тут и неевропейские ритмы, и та самая академическая сложность, да еще и экологическая повестка.



Евроинтеграция идет полным ходом.

В отсутствие гастролей российские музыканты продолжают всё теснее интегрироваться в европейскую и мировую электронную сцену на уровне релизов, причем делают это как бы буднично (в хорошем смысле слова) и по-деловому. Еще десять лет назад европейские успехи, скажем, Антона Кубикова или Филиппа Горбачева становились скорее предметом их локальной промо-стратегии ("настоящая звезда, издается в самой Германии!"). Сейчас же совершенно нормальное дело – узнавать о российской прописке (или российских корнях) того или иного музыканта уже после того, как послушал релиз, наткнувшись на него в новинках известного лейбла или в тематической подборке онлайн-магазина, и заинтересовавшись, пошел почитать что-то про его авторов. В этом контексте можно вспомнить проект Square Fauna (дуэт питерских музыкантов, издающихся в Шотландии на Firecracker Recordings), живущую в Берлине россиянку Soela, которая в этом году выпустила отличный лонг-плей на лейбле Dial или IDM-музыканта из Архангельска Keiss, который уже много лет работает с британским Touched.




28.12.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)


Синтвейв идет в массы, клубные продюсеры в изоляции играют чилл и другие важные тренды в электронике-2020 2020-й был слишком странным годом, чтобы пытаться делать из произошедших в музыкальном мире событий какие-то далеко идущие выводы. Однако привычку наблюдать и подмечать закономерности никакой пандемией не перешибешь, а интересных изменений на поле электронной музыки произошло немало. Тенденции эти стоит поделить на две группы. Первая группа – это только намечающиеся признаки того, чем двадцатые будут отличаться от десятых. Отдельные черты этого "нового облика новой музыки" можно было видеть еще до локдауна, и по большому счету пандемия здесь ничего не поменяла. Вторая группа – изменения, хочется надеяться, временные. Те, что были вызваны в первую очередь остановкой концертной жизни, так что как только она возобновиться, всё может вернуться на круги своя. А может и нет. Для начала – о локальном, то есть о том, какой стала электронная музыка в эпоху коронавируса. Онлайн-концерты электронщикам удаются лучше, чем кому бы то ни было. Тут всё логично. Во-первых, электронщики часто работают в одиночку и дома, так что даже полный локдаун никак не мешает репетировать и играть онлайн-концерты. Во-вторых, качественные трансляции из дома (для организации которых вполне хватает камеры смартфона, установленного на штативе) зачастую выглядят в разы интереснее клубных концертов – так можно наконец рассмотреть самое главное, процесс игры на синтезаторах и прочих загадочных устройствах, который совершенно теряется в клубе, когда артист стоит на сцене, а зрители в зале. К тому же, играя из дома, музыкант может задействовать всю студию и использовать не три синтезатора, которые можно взять с собой в клуб или тем более на борт самолёта, а десять или двадцать. Таким образом концерт оказывается куда более насыщенным и разнообразным с точки зрения исполнения. А любой клубный лайв – это всё же результат компромисса в попытках сделать сетап максимально компактным. Наконец, несмотря на то, что электронику принято напрямую связывать с клубами и рейв-культурой, ясно что аудитория даже таких проектов как Bicep или Orbital (не говоря уже о более спокойной и нёрдовской музыке) на огромный процент состоит из интровертов-одиночек, которые охотно смотрят концерты в интернете, но совершенно не имеют привычки ходить в клубы. Вдобавок, онлайн-концерт – еще и способ показать своё искусство тем, с кем артист не пересекается чисто географически. Вряд ли жители Челябинска, Каира или штата Юта видели много заезжих электронщиков даже в доковидные времена. Ну а нишевые артисты к тому же не могут себе позволить гастроли по чисто экономическим причинам. Так что похоже, что практику онлайн-выступлений мы радостно возьмем с собой и в дивный пост-ковидный мир. Сильнее всех страдают ди-джеи. А вот с диджей-сетами ситуация строго противоположная. И проблема здесь не только в том, что подавляющее большинство диджей-сетов "работает" только в формате больших саунд-систем и коллективного восприятия (существенная доля танцевальной электроники сразу записывается с прицелом на клубный звук и в домашнем формате совершенно не звучит), но и в авторских правах. Большая часть популярных стрим-платформ, включая Youtube, Facebook и Twitch просто запрещают транслировать музыку, защищенную копирайтом (вылавливаются такие треки при помощи роботов). Навстречу диджеям идут более нишевые платформы типа mixlr или mixcloud, но, во-первых, там нет видео (без которого экспириенс выходит явно неполным), а во-вторых, их аудитория на фоне гигантов типа Youtube пренебрежимо мала. Так что профессиональные диджеи – пожалуй, самый пострадавший сегмент музыкального рынка. Оказавшись дома взаперти, все стали сочинять более мягкую "домашнюю" музыку. Тем, кто не только ставил в клубах пластинки, но и сам сочинял клубную музыку, локдаун заметно поменял мышление. Оказавшись в самоизоляции все стали сочинять музыку более медленную, более мягкую и более задумчивую. Дома все принялись записывать эмбиент, спейс-электронику, лоу-фай или IDM. Примеров тут десятки, начиная с HVL или клиентов лейбла Hyperboloid и заканчивая Four Tet, который вслед за клубным "Sixteen Oceans" (выход которого был запланирован еще в прошлом году) выпустил "изоляционный" альбом "Parallel", звучащий даже интереснее. Самиздат становится еще популярнее. Издание музыки (в том числе и на физических носителях) не прекращалось даже в самый жесткий карантин, но процесс этот сильно замедлился. С перебоями работает всё, начиная с заводов по производству винила и заканчивая почтой, поэтому графики летят в тартарары, а сроки издания, особенно для небольших лейблов становятся совсем непредсказуемыми. А деньги музыкантам нужны здесь и сейчас, так что "пандемические" релизы всё чаще публикуются самиздатом, в первую очередь через площадку Bandcamp, которая по такому случаю даже ввела практику не брать себе процент со всей музыки, купленной на сайте по пятницам. В этом случае все деньги идут напрямую артистам. Так что если вы хотите поддержать любимого музыканта, вы знаете, что делать. Но довольно о грустном – давайте всё же надеяться на то, что пандемия закончится, концертная жизнь возобновится. Что же мы услышим на этих концертах? Какой будет электроника 2020-х? Синтвейв пошел в массы. Как это часто бывает, нишевые (но довольно популярные) электронные направления нередко подхватывают поп-исполнители. В этом году в массы хлынул синтвейв. Что именно мы подразумеваем под этим понятием – тема для отдельной статьи, но пока для простоты будем называть так примерно всё, что вдохновлено восьмидесятыми, музыкой из кинофильмов категории "Б", старыми видеоиграми и тому подобным. С одной стороны, музыка это не только доступная, но и имевшая огромную фан-базу (артисты типа Mitch Murder бешено популярны в стримингах несмотря на примерно нулевое внимание со стороны медиа), то есть поход синтвейва в мейнситрим логичен. С другой – всё же культ этого жанра сформировался не вчера, и не вполне понятно, почему этот прорыв случился именно сейчас. Как бы то ни было, альбом Дуа Липы (Dia Lipa) "Future Nostalgia" (а это одна из главных поп-пластинок года) насквозь пропитан синтвейв влияниями, ну а едва ли не крупнейший поп-хит 2020-го, The Weeknd "Blinding Lights" – это просто синтвейв в чистом виде, от записей того же Mitch Murder он отличается разве что наличием вокала. Африка в тренде. О тренде на мультикультурность в том числе и в электронике говорят уже не первый год. На фоне популярности K-Pop все ждут появления топовых электронщиков из Азии, но пока видны только единицы, да и то не на первых ролях. Зато мы получили, по сути, новую волну World Music, которая учитывает современные политические реалии типа BLM-повестки и постколониализма. На этот раз европейские и американские звезды обходятся с африканской музыкой более уважительно – теперь это уже не сэмплы (часто без указания авторства и соответствующих royalties), а полноценные коллаборации, в которых африканским артистам отведены уже главные роли. Ярчайшим примером такого сотрудничества в 2020 стал проект Keleketla!, объединивший музыкантов из ЮАР, Нигерии и Западного Папуа, а также основателей лейбла Ninja Tune британский дуэт Coldcut. Академизация электроники. Что же происходит на экспериментальном фронте? Тут всё активнее стираются границы между электронной и академической музыкой. Культ модульных синтезаторов и не думает ослабевать, а инструмент диктует и определенный, "шёнберговский", если угодно, образ мышления. Не будем забывать, что именно отец всех модулярщиков Мортон Суботник (Morton Subotnik) первым выпустил электронный альбом на сугубо академическом лейбле Nonesuch. Ну а уж влияние минималистов, в первую очередь Стива Райха, становится в электронике уже почти общим местом. Возьмите хоть Вакулу, хоть Cut Copy, хоть Джиджи Масина (Gigi Masin). В этом смысле пластинкой, отлично выражающей "цайтгайст" 2020-го можно назвать "Conference Of Trees" немецкого музыканта Pantha Du Prince. Тут и неевропейские ритмы, и та самая академическая сложность, да еще и экологическая повестка. Евроинтеграция идет полным ходом. В отсутствие гастролей российские музыканты продолжают всё теснее интегрироваться в европейскую и мировую электронную сцену на уровне релизов, причем делают это как бы буднично (в хорошем смысле слова) и по-деловому. Еще десять лет назад европейские успехи, скажем, Антона Кубикова или Филиппа Горбачева становились скорее предметом их локальной промо-стратегии ("настоящая звезда, издается в самой Германии!"). Сейчас же совершенно нормальное дело – узнавать о российской прописке (или российских корнях) того или иного музыканта уже после того, как послушал релиз, наткнувшись на него в новинках известного лейбла или в тематической подборке онлайн-магазина, и заинтересовавшись, пошел почитать что-то про его авторов. В этом контексте можно вспомнить проект Square Fauna (дуэт питерских музыкантов, издающихся в Шотландии на Firecracker Recordings), живущую в Берлине россиянку Soela, которая в этом году выпустила отличный лонг-плей на лейбле Dial или IDM-музыканта из Архангельска Keiss, который уже много лет работает с британским Touched. 28.12.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий