Прослушка: 10 альбомов марта - «Новости Музыки»
Новый The Weeknd, новый (и старый) Нильс Фрам, суровый слоукор и бесстыжий Тарантино-рок - в обзоре главных пластинок месяца
Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями, а иногда даже ходят за новыми альбомами в магазины. Им адресована авторская рубрика Сергея Степанова ("вольности перевода"), делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о лучших пластинках очередного месяца.
Lana Del Rey "Chemtrails Over the Country Club"
Обещанный вскоре после выхода ее magnum opus "Norman Fucking Rockwell!", седьмой альбом Ланы Дель Рей, вероятно, выиграл бы, выйди он где-нибудь год назад. С тех пор Лана успела наговорить ерунды, что в сочетании со сверхзадачей - забравшись на абсолютный пик формы, остаться в его окрестностях, - обрекло "Chemtrails…" на репутацию противоречивой пластинки. Это и впрямь Лана-лайт - местами ("White Dress", "Wild at Heart", титульная песня) неотразимая, но в целом необязательная запись уровня "Honeymoon" или EP "Paradise". Дель Рей как никогда целеустремленно строит из себя Джони Митчелл (Joni Mitchell), для пущей убедительности перепевая ее "For Free" в компании Зеллы Дей (Zella Day) и Weyes Blood, но все это немного слишком буржуазно, чтобы изменить (и чересчур вальяжно - чтобы заметно украсить) чей-то мир.
The Antlers "Green to Gold"
Очень многие люди горячо любят третью пластинку The Antlers "Hospice" - концептуальный альбом об отношениях смертельно больной женщины и работника хосписа, служащих метафорой эмоционального абьюза. Тамошняя баллада "Kettering" попала с тех пор в прорву саундтреков, став синонимом всего душераздирающего, но не сделала жизнь певца и сонграйтера Питера Силбермана (Peter Silberman) хоть сколько-нибудь легче. "Green to Gold" - его первая работа за четыре года и первая запись The Antlers за семь лет: проблемы со слухом и голосом вынудили Питера заново учиться слушать и петь. Как следствие, это тихая, местами совершенно пасторальная пластинка, осваивающая частоты Lambchop и чуть ли не Sparklehorse.
Black Honey "Written & Directed"
Вторая пластинка квартета из Брайтона - одна из самых заразительных и бесстыжих рок-записей последних месяцев: свои довольно очевидные источники вдохновения Black Honey не то что не скрывают - гордо выставляют напоказ. Это и фильмы Тарантино (обложка копирует визуальную эстетику "Грайндхауса", а название песни "I Like the Way You Die" украдено из "Джанго освобожденного"), и альт-рок эпохи расцвета русского MTV (например, Garbage и The Cardigans), и передираемые на грани судебных исков хиты The Black Keys и Royal Blood. Как уже было сказано, чистое бесстыдство - но что-то в нем есть.
serpentwithfeet "DEACON"
Существенный шаг вперед сделал по сравнению со своим дебютным альбомом "Soil" рожденный в Балтиморе и базирующийся в Бруклине serpentwithfeet - восходящая звезда соула, чье умение возводить хрустальные мосты между госпелом и электроникой уже успело заинтересовать похоже мыслящих коллег вроде Бьорк и Самфы. У последнего (а также, например, у англичанки Nao) тут камео - на большее, вероятно, не хватило времени: хронометраж "DEACON" останавливается в шаге от получасовой отметки. Но даже этих 29 с чем-то минут красивого, сладострастного и изобретательного R&B достаточно, чтобы увидеть в serpentwithfeet нового Фрэнка Оушена или раннего The Weeknd.
Neil Cowley "Hall of Mirrors"
На лавры нового Нильса Фрама внезапно напрашивается лондонский пианист Нил Коули, в разные годы записывавшийся с Адель (Adele), Stereophonics, Zero 7 и в составе джазового трио имени себя. Пока же The Neil Cowley Trio в бессрочном отпуске, его бэндлидер уехал, кто бы мог подумать, в Берлин и записал там дебютный сольник, на котором электроника и полевые записи служат как податливый материал для эмбиент-этюдов в духе одного или двух современных немецких композиторов - даже странно, что пластинку выпустил не лейбл Erased Tapes.
Nils Frahm "Graz"
Лейбл Erased Tapes тем временем занят очередной пластинкой самого Фрама, чьей плодовитости во время пандемии можно обзавидоваться. На днях Нильс отметил Piano Day - придуманный при непосредственном участии композитора праздник - архивным релизом-сюрпризом, вернувшим его в прошлую жизнь: до дебюта на лейбле, чьей визитной карточкой он является, в самом начале его скромно упоминаемой в пресс-релизе "тихой революции". Пару здешних треков, "Hammers" и "Went Missing", поклонники Фрама узнают сразу, но еще семь - в соответствующей информационному поводу и всегда идущей Нильсу стилистике solo piano - издаются впервые.
Bell Orchestre "House Music"
Перебрались на Erased Tapes и Bell Orchestre - монреальская супергруппа, в которой числятся сразу три бывших или действующих участника Arcade Fire. Подобно еще одной вышедшей в марте пластинке, "Promises" электронщика Floating Points и джазового титана Фэроу Сандерса (Pharoah Sanders), первый за дюжину лет альбом Bell Orchestre - это по сути один длинный трек, но его "ходы" не в пример разнообразнее. 45-минутный "House Music" родился в результате искусного монтажа полуторачасовой импровизации, сплотив под привычной - построк - вывеской классику, джаз и фолк.
Bobby Lee "Origin Myths"
Бобби Ли - еще одна звезда так называемой эмбиент-американы, преимущественно инструментальной музыки, многим обязанной саундтреку к "Парижу, Техас", молящейся на слайд-гитару и заработавшей особую популярность за последний год. Записанный во время локдауна, "Origin Myths" - предельно лаконичный (чуть больше 20 минут, хотя на выходящем в мае виниле треков будет больше), но бескрайний по части кругозора альбом, интересующийся и американой, и эмбиентом, и, скажем, краутроком. Ли тут играет не только на слайд-гитаре, но и на всех остальных инструментах (включая орган и цимбалы), а еще он, как ни странно, из английского Шеффилда.
Arab Strap "As Days Get Dark"
С первым альбомом за 16 лет - и в свою лучшую форму - вернулась одна из самых самобытных групп в истории слоукора. Двое из Фалкирка вроде бы давно сказали все, что хотели: на это, в частности, указывали название ("The Last Romance") и элегическое по их меркам настроение предыдущей пластинки группы. Но когда группа способна на такие песни, как "Tears on Tour" (где в деталях описывается фантазия о буднях стендап-трагика), то камбэк - вопрос времени. Жизнь и смерть, любовь и секс, мрак и грязь - зазывающие безошибочно узнаваемым акцентом Эйдана Моффата (Aidan Moffat), эти 11 черных комедий звучат так, как звучал бы Ник Кейв, будь он фронтменом Mogwai.
Альбом месяца
Jane Weaver "Flock"
Англичанка Джейн Уивер на виду с начала 1990-х, числилась в группах, игравших бритпоп и фолктронику, а сольную карьеру начала почти 20 лет назад. Но ни одна из ее многочисленных записей не вызывала резонанс новой - вероятно, потому что на своей 11-й пластинке Уивер звучит доступнее, чем когда-либо. Она по-прежнему знает толк в неопсиходелии и экспериментальной электронике и утверждает, что на создание "Flock" ее вдохновили австралийский панк и советские компиляции типа "Ритмическая гимнастика", но это вполне себе поп-пластинка, поминутно дающая поводы вспомнить то Goldfrapp ("Stages of Phases"), то Stereolab ("Modern Reputation"), а то и вовсе Принса (как минимум дважды).