Как выживают европейские театры в карантин: Эдинбургский фестиваль отменен, Авиньон держится - «Новости Театра»
Отмены и дотации
Переход культуры в цифровое пространство отнюдь не российская придумка. Еще в конце февраля большинство европейских театров запустили онлайн-трансляции спектаклей, открыли архивные «золотые фонды» и устроили стриминговые чтения для подписчиков. Чтобы не терять связи со зрителями, театры создают радио-станции и помогают готовиться школьникам к выпускным экзаменам. Но все это не освобождает от катастрофических финансовых проблем.
Так выглядели улицы Авиньона во время фестиваля год назад. Что будет в этом?
30 марта крупнейшая в Великобритании театральная организация «Амбассадор», в составе которой 32 учреждения по всей стране, изложила свои антикризисные планы на карантинный период. «Амбассадор» управляет площадками в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее, включая театры Вест-Энда, Эдинбургский драматический театр и Ливерпульскую империю.
Согласно официальному заявлению, большинство ее сотрудников будет отправлено в оплачиваемый отпуск с 1 апреля на следующие 90 дней с пониженной зарплатой. Руководящая группа останется работать без положенного вознаграждения. Сотрудники, работающие по контракту, имеют право на участие в правительственной программе сохранения рабочих мест и компенсацию в период вынужденного отпуска. Таким образом, пока театры закрыты, меньшинство останется на службе и будет работать удаленно. Им также будет снижена заработная плата, но в меньшей степени, чем тем, кто находится в отпуске.
При этом в Эдинбурге отменен один из ведущих театральных фестивалей. Он был запланирован с 7 по 31 августа в Шотландии. Но впервые с момента создания в 1947 году проходить не будет. Как говорится в официальном заявлении директора Фергуса Линехана от 1-го апреля, «еще несколько месяцев назад такой прогноз казался немыслимым, но теперь нам предстоит разгребать слишком много проблем».
Более оптимистичные прогнозы у другого театрального гиганта – Авиньонского фестиваля. «Мы не меняем планы и не теряем надежды, — заявил директор французского проекта Оливье Пи. — Он должен пройти с 3 по 23 июля, и, если карантин завершится к началу мая, у нас есть шансы на успех». В отличие от прошлого года во Францию планировали приехать вдвое больше иностранных групп. Две из них, африканская и итальянская, уже заявили об отмене поездки, остальные пока надеятся на положительную динамику с COVID-19 в своих странах.
«Я бы не сказал, что проблем мало: люди больше не могут встречаться, репетиции отменяются, – сообщил французским СМИ заместитель директора Авиньонского фестиваля Пол Рондин. – Прямо сейчас мы ищем средства, в частности репетиционные залы, чтобы художники могли закончить шоу к июню».
Пожалуй, самый заметный вклад в денежные проблемы театров внес Художественный совет Англии. На прошлой неделе он опубликовал «Рекомендации для организаций и частных лиц, нуждающихся в финансовой поддержке из-за воздействия коронавируса». «План спасения» измеряется суммой в 160 миллионов фунтов стерлингов. Три основных направления финансирования предназначались как раз для культурных организаций, отдельных художников и творческих работников.
Чтобы предоставить театрам и художественным организациям такую внушительную сумму денег, арт-совет перераспределил финансирование грантов и национальных лотерейных проектов на поддержку творчества. Заявки принимаются вне зависимости от статуса и размера театра с 31 марта.
Тем временем главный французский театр «Комеди Франсез» продолжает показ своих лучших спектаклей на сайте ежедневно с 16:00 до 23:00. «Мы мобилизуем всю труппу и хотим сохранить тесные контакты не только со зрителями, но и между артистами», — комментирует ситуацию генеральный администратор театра Эрик Рюф. Перед каждым спектаклем артисты читают стихи — в частности, из школьной программы. И планируют запуск собственной радиостанции.
Директор Национального театра де Коллин, в Париже, Вайди Муавад с понедельника, 16 марта, начал транслировать свое «дневное заключение». Часовые прямые эфиры выходят каждое утро, в 11 часов, на сайте театра. В первый день его прослушали 12 тысяч человек, сейчас число просмотров достигло 150 тысяч.