В главной премьере Московского фестиваля искусств зрители столкнутся с вечностью - «Новости Театра» » Новости Музыки

В главной премьере Московского фестиваля искусств зрители столкнутся с вечностью - «Новости Театра»

Участие в действе Юрия Башмета приняли более 200 человек


Каждое новое поколение прочитывает любую главу далекого прошлого по-своему, осознанно или нет проводя параллели с сегодняшним днем. Через древность иной раз легче понять современность. Что может сказать о нас сегодняшних сказание о святых Борисе и Глебе, легенда самых темных времен русского Средневековья? События главной премьеры Московского фестиваля искусств Юрия Башмета разворачиваются как раз в эту «переходную» эпоху.


В главной премьере Московского фестиваля искусств зрители столкнутся с вечностью - «Новости Театра»

фото: Мария Москвичева

Музыку для «Сказа о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» написал композитор Александр Чайковский, либретто — Михаил Дурненков, режиссером выступил Павел Сафонов, главная роль — у драматического актера Андрея Мерзликина. Дирижирует Денис Власенко, а ведущая партия — у Юрия Башмета и его альта.



Отправная точка повествования: момент, когда Ярослав, тогда еще не названный Мудрым, приходит к власти после кровопролитных междоусобиц. Ярослав был далеко не первым в очереди на киевский престол после смерти отца Владимира Крестителя. У того осталось много наследников, и это не только известные из школьной программы Борис и Глеб, и Святополк Окаянный, согласно летописям, ответственный за смерти братьев. Были еще Станислав, Судислав, Мстислав, Станислав… Еще до кончины Владимира Ярослав собрался силой отнять у отца престол… Словом, он не был святым. Боролся за власть привычными Средневековью методами. И вот цель достигнута. Осталось убедить народ признать в нем правителя. Поэтому Ярослав решает объехать свои владения и дать понять людям, что началось новое время. И он отправляется в Вышгород, где похоронены его братья Борис и Глеб. Здесь мы и застаем нашего героя — нового князя киевского.





фото: Мария Москвичева


Ярослав (Андрей Мерзликин) оказывается один на один то с ревущей, то цокающей, то молящей, то всепрощающей толпой. Народом, который нельзя победить в бою, его любовь и доверие нужно завоевать как-то иначе. Здесь нужно быть не полководцем, а психологом. Народ выступает в опере как самостоятельный герой — с сотнями лиц и голосов. Задействовано пять хоров — от народного до камерного. Это муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», Камерный хор Московской консерватории, Тульский государственный хор, народный хор РАМ имени Гнесиных, мужской хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Помимо них на сцене играет пластический театр — труппа Алишера Хасанова «МИМ-ОРКЕСТР». Всего больше 200 человек.



Народный образ масштабен — он рисуется мятежным, вспыльчивым, но добрым и терпеливым. Но князь не слышит свой народ. У него внутри разворачивается еще другой диалог — с братьями, лучше которых ему никогда не стать. Борис и Глеб являются в опере высокими, внеземными голосами Владимира Магомадова и Олега Рябеца (контратеноры). Они ведут с Ярославом сложный диалог, а финале, сбросив белый царский кафтан, князь уходит за братьями — в светящийся оклад-портал…





фото: Мария Москвичева


Здесь стоит остановиться на сценографии Алексея Трегубова. Он избегает грубых постмодернистских ходов, смешивает эстетику древнего с авангардным. В сердце сцены — портал, который напоминает одновременно и иконный оклад, и «Черный квадрат». Врата в иной мир. В начале вокруг него тревожные знаки — вороны, совы. Портал заливается то небесно-белым, то кроваво-красным, то холодным синим. В финале он закрывается за князем изображением традиционной иконы святых Бориса и Глеба…



Но в любой истории не все очевидно. Визуальный и музыкальный язык порой говорит больше, чем текст. Композитор Александр Чайковский совсем отказывается от скрипок и валторн, сокращает струнную группу, при этом добавляет цимбалы, домру и баян. Ведущая партия отдана альту (Юрий Башмет) — это еще один персонаж: судьба, к которой по ходу действа взывает то народ, то князь Ярослав. Итог у всего один: каждый из нас столкнется с вечностью, а перед ней нельзя не быть честным.





Мария Москвичева


Участие в действе Юрия Башмета приняли более 200 человек Каждое новое поколение прочитывает любую главу далекого прошлого по-своему, осознанно или нет проводя параллели с сегодняшним днем. Через древность иной раз легче понять современность. Что может сказать о нас сегодняшних сказание о святых Борисе и Глебе, легенда самых темных времен русского Средневековья? События главной премьеры Московского фестиваля искусств Юрия Башмета разворачиваются как раз в эту «переходную» эпоху. фото: Мария Москвичева Музыку для «Сказа о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» написал композитор Александр Чайковский, либретто — Михаил Дурненков, режиссером выступил Павел Сафонов, главная роль — у драматического актера Андрея Мерзликина. Дирижирует Денис Власенко, а ведущая партия — у Юрия Башмета и его альта. Отправная точка повествования: момент, когда Ярослав, тогда еще не названный Мудрым, приходит к власти после кровопролитных междоусобиц. Ярослав был далеко не первым в очереди на киевский престол после смерти отца Владимира Крестителя. У того осталось много наследников, и это не только известные из школьной программы Борис и Глеб, и Святополк Окаянный, согласно летописям, ответственный за смерти братьев. Были еще Станислав, Судислав, Мстислав, Станислав… Еще до кончины Владимира Ярослав собрался силой отнять у отца престол… Словом, он не был святым. Боролся за власть привычными Средневековью методами. И вот цель достигнута. Осталось убедить народ признать в нем правителя. Поэтому Ярослав решает объехать свои владения и дать понять людям, что началось новое время. И он отправляется в Вышгород, где похоронены его братья Борис и Глеб. Здесь мы и застаем нашего героя — нового князя киевского. фото: Мария Москвичева Ярослав (Андрей Мерзликин) оказывается один на один то с ревущей, то цокающей, то молящей, то всепрощающей толпой. Народом, который нельзя победить в бою, его любовь и доверие нужно завоевать как-то иначе. Здесь нужно быть не полководцем, а психологом. Народ выступает в опере как самостоятельный герой — с сотнями лиц и голосов. Задействовано пять хоров — от народного до камерного. Это муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», Камерный хор Московской консерватории, Тульский государственный хор, народный хор РАМ имени Гнесиных, мужской хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Помимо них на сцене играет пластический театр — труппа Алишера Хасанова «МИМ-ОРКЕСТР». Всего больше 200 человек. Народный образ масштабен — он рисуется мятежным, вспыльчивым, но добрым и терпеливым. Но князь не слышит свой народ. У него внутри разворачивается еще другой диалог — с братьями, лучше которых ему никогда не стать. Борис и Глеб являются в опере высокими, внеземными голосами Владимира Магомадова и Олега Рябеца (контратеноры). Они ведут с Ярославом сложный диалог, а финале, сбросив белый царский кафтан, князь уходит за братьями — в светящийся оклад-портал… фото: Мария Москвичева Здесь стоит остановиться на сценографии Алексея Трегубова. Он избегает грубых постмодернистских ходов, смешивает эстетику древнего с авангардным. В сердце сцены — портал, который напоминает одновременно и иконный оклад, и «Черный квадрат». Врата в иной мир. В начале вокруг него тревожные знаки — вороны, совы. Портал заливается то небесно-белым, то кроваво-красным, то холодным синим. В финале он закрывается за князем изображением традиционной иконы святых Бориса и Глеба… Но в любой истории не все очевидно. Визуальный и музыкальный язык порой говорит больше, чем текст. Композитор Александр Чайковский совсем отказывается от скрипок и валторн, сокращает струнную группу, при этом добавляет цимбалы, домру и баян. Ведущая партия отдана альту (Юрий Башмет) — это еще один персонаж: судьба, к которой по ходу действа взывает то народ, то князь Ярослав. Итог у всего один: каждый из нас столкнется с вечностью, а перед ней нельзя не быть честным. Мария Москвичева


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий