Машков занялся театром радости - «Новости Театра» » Новости Музыки

Машков занялся театром радости - «Новости Театра»

«Голубого щенка» отправили в Лондон как ценный меховой экземпляр


«Голубой щенок» по мотивам культового мультика в СССР стал первым спектаклем для детей в «Табакерке» за всю ее 30-летнюю историю. Наблюдая, как дети ХХI века пели и веселились вместе с героями спектакля, делаем два вывода: первый — нынешним авторам есть чему поучиться у советских, чтобы знать, как остаться в веках. И второй — руководству театра стоит подумать о создании детской афиши. С премьерного показа — обозреватель «МК».


Машков занялся театром радости - «Новости Театра»

Артур Касимов (Кот), Александр Фисенко (Пират). Фото: Ксения Бубенец

Впервые в зеркальном фойе театра на Сухаревской так много детей — бегающих, галдящих, веселых. Это пространство из множества зеркальных осколков им по размеру: не то сказка, не то игра. Уже в зале перед плетеным занавесом совершенно неожиданно у края сцены возникает фигура худрука.



— Ребята, кто знает, как надо вести себя в театре? — спрашивает Владимир Машков и в ответ получает показания отличников: «Сидеть тихо!», «Быть внимательным!» и еще что-то ну очень правильное, на «пять с плюсом».



— Нет, — решительно говорит Машков. — Вести себя на спектакле — это значит реагировать. А как вы реагируете, если вам нравится?



В ответ малышня хлопает, а на призыв худрука продемонстрировать, «если очень нравится», начинает кричать и прыгать на местах. На этом официальная увертюра музыкального спектакля не заканчивается. Машков вызывает режиссера, чтобы тот что-то важное сказал детям про «Голубого щенка». Никита Владимиров, дебютировавший в «Табакерке» в качестве режиссера, появляется с собачьим носом и вместо умного спича просто выразительно лает. В ответ получает радостный щенячий визг зала: такое «вступительное слово» понравилось больше всяких умных и скучных слов взрослых дяденек.





Арина Автушенко (Рыба-пила), Ангелина Пахомова (Голубой щенок). Фото: Ксения Бубенец


Игровая подготовка маленького зрителя к спектаклю говорит о серьезном намерении худрука «Табакерки» и дальше развивать то направление, в сторону которого популярный молодежный театр прежде и не смотрел. Даже ради кассы. А зря, дети — это будущий зритель театра, и, похоже, Машков всерьез взялся за его воспитание. Личным примером, неформальным отношением, что подкупает прежде всего родителей, которые впервые привели в «Табакерку» детей.



Собственно, «Голубой щенок» — это весьма простенький сюжет, полюбившийся нескольким поколениям граждан нашей страны даже не историей, а в первую очередь песнями Геннадия Гладкова и Юрия Энтина в исполнении звезд советского театра и кино — Алисы Фрейндлих, Андрея Миронова, Михаила Боярского. И что ни песня — то хит. Ну вот же: «Голубой, голубой, не хотим играть с тобой», или: «Надо жить умеючи, надо жить играючи, надо просто, братцы, жить припеваючи».



Хотели того авторы или нет, но во второй половине ХХ века они как в воду смотрели относительно трендов будущего. И вот вам, пожалуйста: мы наблюдаем демонстративную толерантность уже без меры и здравого смысла. Ну а про красивую жизнь «припеваючи», полученную без напряга, о которой трудовой человек в СССР и помыслить не мог, говорить нечего. Впрочем, смыслы, которые считывают взрослые, подпорченные цинизмом, детей не интересуют. В данный момент их волнует судьба щенка, назови его хоть голубым, хоть зеленым или даже гипераллергенным.



Автор сценария Андрей Тарухтин, дабы придать спектаклю объем и должный хронометраж, дописал историю, введя в нее новых персонажей. Так, появился остров Собак с тремя непутевыми собаками, Моряк-спасатель двухметрового роста — остроумная пародия на киногероя Голливуда. И даже отправил героев в Лондон с не самыми благовидными намерениями — продать Голубого щенка как редкий экземпляр, но все кончилось хорошо. История, можно сказать, сложилась, ее обогатили хитами Маккартни (Yellow Submarine), Высоцкого («Мой друг») и Дунаевского-сына («Когда мой друг в крови...»). А также достаточно остроумными репликами на злобу дня (иногда с перебором), возвращающими зрителя из милой сказочки в реальность. Впрочем, на самые удачные импровизации дружным хохотом реагировали взрослые.





Владислав Наумов (Моряк). Фото: Ксения Бубенец


В своей дебютной работе Никита Владимиров (он больше известен как продюсер) сделал ставку на интерактив с залом. А залу только того и надо — поучаствовать в судьбе несчастного щенка, с которым по причине его нестандартного окраса три собаки ни в какую не хотят дружить. Интерактив — это как перемена в школе, которую дети ждут не дождутся: засиделись — пора размяться. И с таким открытым приемом (артист фронтально к залу, выход в зал, нарочито громкий голос, текстовые импровизации) артисты хорошо и обаятельно справляются. Однако когда общение заканчивается и история возвращается на круги своя, тут часть исполнителей почему-то продолжает существовать в формате интерактива. Форсирование голосов делает их звучание неестественным (особенно это характерно для исполнителей ролей собак, у которых еще и костюмы не самые удачные). Что, в свою очередь, придает действию характер временной компании, вроде елок, где главное — плоский действенный ряд без погружения, а не проработка характеров, которая, к слову сказать, украсит любое действие, тем более театральное. Удачные спектакли в столице для аудитории 5+ в залах более чем на 300 мест доказывают, что не надо бояться играть для детей так же серьезно, как и для взрослых. Малыши прекрасно чувствуют и проникновенность, и выразительность. Только объяснить не могут: просто затихают или бьют в ладоши.



Если постановщики учтут эту особенность работы с детской аудиторией, то «Голубой щенок» приобретет совершенно замечательный вид нечасто встречаемого сегодня формата — театра радости. И с этой точки зрения первая детская продукция «Табакерки» на сто процентов витальна, прозрачна и точна в расстановке акцентов: дружба, доверие — это хорошо; ловкачество, обман, хитрость, агрессия — плохо. Но если, скажем, к агрессии подойти с проверенным средством, любовью, то и она изменится.



Так что молодой состав «Табакерки» проходит серьезное испытание детским спектаклем. Правда, состав подстрахован «тяжелой артиллерией» в лице Александра Фисенко (Пират) и Яны Сексте (Рыба-пила), а также Артура Касимова и Владислава Наумова, ярко сыгравших роли Кота и Моряка-спасателя. Теперь в «Табакерке», кажется, есть все для принятия маленького зрителя, не хватает только маленьких столиков в фойе.





Марина Райкина


Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28187 от 5 февраля 2020

«Голубого щенка» отправили в Лондон как ценный меховой экземпляр «Голубой щенок» по мотивам культового мультика в СССР стал первым спектаклем для детей в «Табакерке» за всю ее 30-летнюю историю. Наблюдая, как дети ХХI века пели и веселились вместе с героями спектакля, делаем два вывода: первый — нынешним авторам есть чему поучиться у советских, чтобы знать, как остаться в веках. И второй — руководству театра стоит подумать о создании детской афиши. С премьерного показа — обозреватель «МК». Артур Касимов (Кот), Александр Фисенко (Пират). Фото: Ксения Бубенец Впервые в зеркальном фойе театра на Сухаревской так много детей — бегающих, галдящих, веселых. Это пространство из множества зеркальных осколков им по размеру: не то сказка, не то игра. Уже в зале перед плетеным занавесом совершенно неожиданно у края сцены возникает фигура худрука. — Ребята, кто знает, как надо вести себя в театре? — спрашивает Владимир Машков и в ответ получает показания отличников: «Сидеть тихо!», «Быть внимательным!» и еще что-то ну очень правильное, на «пять с плюсом». — Нет, — решительно говорит Машков. — Вести себя на спектакле — это значит реагировать. А как вы реагируете, если вам нравится? В ответ малышня хлопает, а на призыв худрука продемонстрировать, «если очень нравится», начинает кричать и прыгать на местах. На этом официальная увертюра музыкального спектакля не заканчивается. Машков вызывает режиссера, чтобы тот что-то важное сказал детям про «Голубого щенка». Никита Владимиров, дебютировавший в «Табакерке» в качестве режиссера, появляется с собачьим носом и вместо умного спича просто выразительно лает. В ответ получает радостный щенячий визг зала: такое «вступительное слово» понравилось больше всяких умных и скучных слов взрослых дяденек. Арина Автушенко (Рыба-пила), Ангелина Пахомова (Голубой щенок). Фото: Ксения Бубенец Игровая подготовка маленького зрителя к спектаклю говорит о серьезном намерении худрука «Табакерки» и дальше развивать то направление, в сторону которого популярный молодежный театр прежде и не смотрел. Даже ради кассы. А зря, дети — это будущий зритель театра, и, похоже, Машков всерьез взялся за его воспитание. Личным примером, неформальным отношением, что подкупает прежде всего родителей, которые впервые привели в «Табакерку» детей. Собственно, «Голубой щенок» — это весьма простенький сюжет, полюбившийся нескольким поколениям граждан нашей страны даже не историей, а в первую очередь песнями Геннадия Гладкова и Юрия Энтина в исполнении звезд советского театра и кино — Алисы Фрейндлих, Андрея Миронова, Михаила Боярского. И что ни песня — то хит. Ну вот же: «Голубой, голубой, не хотим играть с тобой», или: «Надо жить умеючи, надо жить играючи, надо просто, братцы, жить припеваючи». Хотели того авторы или нет, но во второй половине ХХ века они как в воду смотрели относительно трендов будущего. И вот вам, пожалуйста: мы наблюдаем демонстративную толерантность уже без меры и здравого смысла. Ну а про красивую жизнь «припеваючи», полученную без напряга, о которой трудовой человек в СССР и помыслить не мог, говорить нечего. Впрочем, смыслы, которые считывают взрослые, подпорченные цинизмом, детей не интересуют. В данный момент их волнует судьба щенка, назови его хоть голубым, хоть зеленым или даже гипераллергенным. Автор сценария Андрей Тарухтин, дабы придать спектаклю объем и должный хронометраж, дописал историю, введя в нее новых персонажей. Так, появился остров Собак с тремя непутевыми собаками, Моряк-спасатель двухметрового роста — остроумная пародия на киногероя Голливуда. И даже отправил героев в Лондон с не самыми благовидными намерениями — продать Голубого щенка как редкий экземпляр, но все кончилось хорошо. История, можно сказать, сложилась, ее обогатили хитами Маккартни (Yellow Submarine), Высоцкого («Мой друг») и Дунаевского-сына («Когда мой друг в крови.»). А также достаточно остроумными репликами на злобу дня (иногда с перебором), возвращающими зрителя из милой сказочки в реальность. Впрочем, на самые удачные импровизации дружным хохотом реагировали взрослые. Владислав Наумов (Моряк). Фото: Ксения Бубенец В своей дебютной работе Никита Владимиров (он больше известен как продюсер) сделал ставку на интерактив с залом. А залу только того и надо — поучаствовать в судьбе несчастного щенка, с которым по причине его нестандартного окраса три собаки ни в какую не хотят дружить. Интерактив — это как перемена в школе, которую дети ждут не дождутся: засиделись — пора размяться. И с таким открытым приемом (артист фронтально к залу, выход в зал, нарочито громкий голос, текстовые импровизации) артисты хорошо и обаятельно справляются. Однако когда общение заканчивается и история возвращается на круги своя, тут часть исполнителей почему-то продолжает существовать в формате интерактива. Форсирование голосов делает их звучание неестественным (особенно это характерно для исполнителей ролей собак, у которых еще и костюмы не самые удачные). Что, в свою очередь, придает действию характер временной компании, вроде елок, где главное — плоский действенный ряд без погружения, а не проработка характеров, которая, к слову сказать, украсит любое действие, тем более театральное. Удачные спектакли в столице для аудитории 5 в залах более чем на 300 мест доказывают, что не надо бояться играть для детей так же серьезно, как и для взрослых. Малыши прекрасно чувствуют и проникновенность, и выразительность. Только объяснить не могут: просто затихают или бьют в ладоши. Если постановщики учтут эту особенность работы с детской аудиторией, то «Голубой щенок» приобретет совершенно замечательный вид нечасто встречаемого сегодня формата — театра радости. И с этой точки зрения первая детская продукция «Табакерки» на сто процентов витальна, прозрачна и точна в расстановке акцентов: дружба, доверие — это хорошо; ловкачество, обман, хитрость, агрессия — плохо. Но если, скажем, к агрессии подойти с проверенным средством, любовью, то и она изменится. Так что молодой состав «Табакерки» проходит серьезное испытание детским спектаклем. Правда, состав подстрахован «тяжелой артиллерией» в лице Александра Фисенко (Пират) и Яны Сексте (Рыба-пила), а также Артура Касимова и Владислава Наумова, ярко сыгравших роли Кота и Моряка-спасателя. Теперь в «Табакерке», кажется, есть все для принятия маленького зрителя, не хватает только маленьких столиков в фойе. Марина Райкина Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28187 от 5 февраля 2020


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий