Пермской общественности представили концепцию новой сцены оперного театра - «Театр»
Международное архитектурное бюро wHY и ГК «Строй-Эксперт», считающаяся близкой к Владимиру Кехману, презентовали концепцию нового здания оперного театра в историческом центре Перми — Разгуляе. Общая площадь здания составит почти 34 тыс. кв. м, в проекте используют новейшие театральные технологии, а в отделке — пермские материалы-символы: соль, известняк, дерево. Члены градсовета и приглашенные в целом положительно отнеслись к проекту, отметив при этом такие проблемы, как сложные грунты участка, необходимость организации парковочного пространства, привязка к существующей застройке микрорайона.
Градсовет при главе Перми одобрил архитектурные и интерьерные решения проекта новой сцены Пермского театра оперы и балета. Проект представляли архитектор-дизайнер международного архитектурного бюро wHY Андрий Стожич и специалисты ГК «Строй-Эксперт». Компании вместе работают над концепцией объекта.
Планы по размещению нового здания оперного театра на Разгуляе, у сквера им. В. Н. Татищева, появились еще в начале 2016 года при губернаторе Викторе Басаргине. Проект разрабатывало АО КБ «ВиПС». Возглавивший регион после Виктора Басаргина Максим Решетников заявлял о планах по привлечению международных архитекторов к работе над проектом театра. В декабре 2019 года стало известно, что над эскизами новой сцены работает международное архитектурное бюро wHY (офисы в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе). Организацию выбрал российский предприниматель Роман Абрамович, который и профинансировал создание концепции для проекта новой сцены оперного театра. Компания wHY известна проектами дизайна в Музее Метрополитен в Нью-Йорке (реставрация крыла Рокфеллера), в галерее Северо-Западного побережья США, в зале Американского музея естественной истории в Нью-Йорке, в Музее азиатского искусства в Сан-Франциско, Музее Темпо в Маниле и другими.
ГК «Строй-Эксперт» из Санкт-Петербурга выиграла в конкурсе на создание нового здания театра (221 млн руб.). Ранее “Ъ-Прикамье” сообщал, что архитектурное бюро, близкое к худруку Михайловского и Новосибирского оперного театров Владимиру Кехману, представляло проектное предложение новой сцены пермской оперы. Известно также, что это вызвало резкое недовольство Теодора Курентзиса, руководившего тогда Пермским оперным театром. Минувшим летом господин Курентзис уволился из театра и в качестве причин указывал на сотрудничество властей с господином Кехманом. Власти это сотрудничество отрицали.
Как сообщил на градсовете вице-премьер края Михаил Сюткин, в течение первой половины 2020 года необходимо завершить проектирование новой сцены. Общая площадь здания театра составит 33,7 тыс. кв. м. Здание будет включать зрительный комплекс с двумя зрительными залами — на 1250–1350 мест и на 1150–1250 мест. Предусмотрены сценический, оркестровый и репетиционный комплексы. Первый этаж будет содержать театральные мастерские. В проекте используют новейшие технологии, позволяющие быстро монтировать декорации.
По словам Андрия Стожича, архитекторы постарались создать здание театра, «вдохновленное музыкой и танцем».
Также здание должно стать центром притяжения для жителей и гостей города. В отделке будут использованы местные материалы: соль, известняк, дерево. В здании обустроят два входа: один — на улице Ленина, другой будет обращен к Каме. Предусмотрена смотровая площадка с панорамным видом на реку и на улицу Ленина.
Гендиректор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов констатировал, что проект полностью соответствует отраслевому заданию, подготовленному театром. «Проект новой сцены выполнен не только с учетом сегодняшних запросов театра, но и прогнозирует технологические задачи, которые могут возникнуть в будущем. Проектировщики работали под нашим контролем, все обсуждалось, были и резкие моменты»,— заметил господин Борисов.
По словам главы пермского минкульта Вячеслава Торчинского, на градсовете не презентовали внутреннее убранство залов, так как проектировщики пока еще работают над ним. Однако министр заметил, что интерьер зала будут в стиле «Мариинского варианта» (т. е. отделки новой сцены Мариинского театра), который больше подходит под пермскую концепцию.
Председатель правления краевой общественной организации «Союз архитекторов» Виктор Воженников сообщил, что при разработке проекта Первогорода, в которой участвовал архитектор, планировалось размещение подземной парковки. Однако в проекте театра эксперт ее не увидел. Виктор Воженников рекомендовал при дальнейшей работе над проектом учесть большое количество парковочных мест у театра. «Мне понравилась концепция, и я поддерживаю ее»,— добавил он.
Архитектор Геннадий Игошин обратил внимание на то, что нужно заранее продумать размещение в здании театральных мастерских, чтобы они не создавали шум во время показа спектаклей. Также, по мнению эксперта, из-за условий почвы будет складываться впечатление, что здание театра «ныряет в ямку» по отношению к улице Ленина, а этого допустить нельзя. Кроме того, из-за сурового местного климата содержать в должном порядке смотровую площадку на здании будет очень сложно, так как там все время будет накапливаться «метровый слой снега». «Не будут же его лопаткой сбрасывать»,— высказался эксперт.
Председатель Пермской гордумы Юрий Уткин поинтересовался возможными рисками, которые могут помешать реализации проекта.
Главный архитектор ГК «Строй-Эксперт» Владимир Цехомский отвечал, что театр расположится в месте стихийной застройки, и «на сегодня есть проблемы». Депутат гордумы Надежда Агишева обратила внимание на то, что при проектировании здания надо учитывать наличие на этой территории охраняемого достопримечательного места «Егошихинский медеплавильный завод». Кроме того, депутата интересовало, как будет выглядеть объект с разных видовых точек. Госпожа Агишева добавила, что размещением презентованного здания театра на территории Разгуляя фактически принято решение о разрушении градостроительных решений XVIII века. Глава администрации Дмитрий Самойлов отвечал, что обязательно нужно провести работу по определению того, как будет смотреться театр с видовых точек. Глава краевой инспекции по охране объектов культурного наследия Александр Жуковский заявил, что размещение новой сцены не затрагивает никакие градостроительные особенности Разгуляя, здание займет пустое место.
Также участники градсовета подчеркнули, что театр будет «впрямую упираться» в ТЦ «Разгуляй», и это полностью разрушит архитектурный ансамбль концепции. Дмитрий Самойлов заявил, что архитекторы не позиционировали новую сцену в отношении этого ТЦ, и власти не учитывали его в градостроительной политике.
Участники градсовета интересовались судьбой нынешнего здания оперного театра, и Вячеслав Торчинский сообщил, что среди рассматриваемых вариантов — «сделать тут небольшой зал филармонии» после его реставрации.
Известный пермский строитель Михаил Плеханов напомнил о сложных грунтах под будущим зданием сцены и связанных с этим рисках. «Дельта речки Егошиха — очень опасная зона, в ней очень много осадочных пород. Склоны речки двигаются»,— заметил господин Плеханов. Глава краевого минстроя Андрей Колмогоров ответил на это, что на территории проведены геологические изыскания и запланирован экспертный мониторинг строительства. Глава администрации города рекомендовал привлечь к этой работе Михаила Плеханова.
По словам архитектора Сергея Шамарина, чтобы у членов градсовета сложилось какие-то мнение о презентованной концепции, нужно было заранее разослать экспертам необходимые материалы о будущем театре, чего не было сделано.
«Впечатляет проект, но он абсолютно чужеродный»,— заметил архитектор Шамарин.
Он добавил, что у жителей Перми круглая форма зданий ассоциируется только с пермским цирком. Кроме того, Сергей Шамарин критически отнесся к планам сделать в здании стеклянные фасады. В пермских реалиях осуществить замысел получится, только использовав стеклопакеты, но тогда «все очарование пространства пропадет, потому что появится рисунок переплетов».
Несмотря на немалое количество замечаний к концепции театра, члены градсовета одобрили проект при двух воздержавшихся.