Звезды перемещаются со стадионов на киноэкраны - «Театр»
Один из главных трендов в популярной музыке в 2019 году — экранизация биографий популярных музыкантов. Поп-звезды будут теснить на экранах супергероев и впредь, уверен Борис Барабанов.
Группа Motley Crue объявила о решении отправиться в 2020 году в концертное турне, компанию в котором музыкантам составят Def Leppard, Poison и Джоан Джетт. Меж тем в ходе предыдущего турне (2014–2015) было объявлено, что концерт, назначенный на 31 декабря 2015 года, станет последним в карьере группы. Более того, перед тем прощальным (как казалось) турне все четверо музыкантов подписали мораторий на гастрольную деятельность Motley Crue по его окончании, что, конечно, подстегнуло тогда продажи билетов.
Теперь Motley Crue в буквальном смысле (есть соответствующее видео) уничтожила документ, в котором был записан запрет на их концерты. Причиной называют желание фанатов видеть группу на сцене. Однако, по словам менеджера группы Аллена Ковача, на самом деле все дело в посвященном Motley Crue фильме «The Dirt» («Грязь»), снятом по одноименной книге 2001 года. После выхода фильма весной 2019 года стриминг песен группы увеличился на 350%, а возраст поклонников с 45–58 лет понизился до 18–45. За первый уикенд после объявления о новом туре Motley Crue было продано более 700 тыс. билетов, стоимость которых превысила $90 млн, и группе пришлось добавить еще семь выступлений.
Катализатором волны интереса к байопикам рок- и поп-звезд стала вышедшая осенью прошлого года кинобиография Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия». Бюджет фильма составил предположительно $52 млн, а сборы приближаются к миллиарду. «Богемская рапсодия» заработала четыре «Оскара» и катапультировала в чарты не только альбом-саундтрек, но и оригинальные альбомы Queen. Любой байопик не только собирает деньги в бокс-офисе, но и умножает заработки правообладателей и продавцов билетов на концерты; вот и Queen с Адамом Ламбертом у микрофона будут гастролировать в 2020 году в Европе, Японии, Корее и Австралии.
16 мая на экраны вышел фильм «Рокетмен», посвященный жизни Элтона Джона, который снял режиссер «Богемской рапсодии» Декстер Флетчер. При бюджете $40 млн лента собрала почти $200 млн. Альбом с песнями из фильма, которые записал исполнитель главной роли Тэрон Эджертон, добрался до пятого места в британском чарте. Сам Элтон Джон давал аншлаговые концерты в прощальном турне. Осенью на прилавках книжных магазинов появилась биография музыканта «Я». В России фильм «Рокетмен» подвергся цензурным правкам, зато книга вышла в первозданном виде и довольно оперативно.
Упомянутый выше фильм «Грязь» официально в России выпущен не был, так как появился только на платформе Netflix, однако обсуждали его довольно активно — как раз в этом году исполнилось 30 лет Фестивалю мира в «Лужниках», в котором Motley Crue принимала участие. Не вышел на экраны и фильм Йонаса Акерлунда «Повелители хаоса» о норвежской группе Mayhem — пожалуй, лучший из новых рок-байопиков. Зато в России можно было посмотреть сдержанный и противоречивый фильм «Рождение легенды» о молодой Мадонне, а осенью на экраны вышел фильм о Джуди Гарленд «Джуди» с Рене Зеллвегер в главной роли.
Байопики музыкальных звезд явно останутся трендом и в 2020 году. На разных стадиях разработки, съемки и постпродакшена находятся фильмы об Элвисе Пресли (режиссер Баз Лурман), Леонарде Бернстайне (режиссер Брэдли Купер), Селин Дион, Эми Уайнхаус, Джоне Ленноне, Бобе Марли, Бой Джордже, Гуччи Мейне и др.
Теперь уже очевидно, что звезды поп-музыки для киномейнстрима — не менее желанные персонажи, чем герои комиксов с их сверхсвойствами.
Человек в трико и перьях, способный завести огромную толпу силой своего голоса, практически гипнотизирующий мужчин и женщин,— чем не супергерой?
Вопрос только в том, в какой степени его прототип или наследники прототипа контролируют производство фильма. С точки зрения критиков, контроль со стороны Queen сослужил «Богемской рапсодии» дурную службу, и, тем не менее, более «откровенный» «Рокетмен» серьезно уступает ей по сборам.
Мало кто из рок- и поп-легенд готов предоставить кинематографистам полную свободу, и, значит, впереди у нас фантастические истории под знакомые песни.
В России фигур масштаба Фредди Меркьюри и Элтона Джона мало. Единственный отечественный рок-байопик последнего времени — «Лето» Кирилла Серебренникова — стал предметом непрекращающихся споров о том, таким ли парнем был Виктор Цой и того ли человека подпустили к покойному титану. Зато в короткие сроки в кинотеатрах и на цифровых платформах появились несколько документальных лент о музыкантах, самые яркие из которых — биографии Децла, Анатолия Крупнова и группы «Браво». Развитие цифровых площадок, вероятно, будет только стимулировать появление новых историй: так, на сервисе Premier уже разместили первый фильм из цикла «Поток», посвященного новой отечественной музыке.