Александр Клевицкий: Я человек неуспокоенный! - «Звёзды» » Новости Музыки

Александр Клевицкий: Я человек неуспокоенный! - «Звёзды»

– Александр Леонидович, вы же начали заниматься музыкой довольно поздно?


– Очень поздно. Детей отдают в музыкальную школу лет в пять-шесть. А я пошёл в десять! В школу пришла комиссия, которая отбирала детей с музыкальным слухом. Меня прослушали. Оказалось, что у меня абсолютный слух. С этого всё и началось!


– Вы учились в Московской хоровой капелле мальчиков. Но вас из неё отчислили…


– Когда я туда пришёл, остальные ребята там уже учились несколько лет. Я же совершенно ничего не знал, но очень быстро их нагнал и стал одним из лучших учеников. Но это меня не спасло. Через несколько лет меня из Капеллы отчислили за плохое поведение и… любовь к музыке группы The Beatles.





– Ну, если с The Beatles всё более или менее ясно, то что не так было с поведением?


– О, это прекрасная история. Я с приятелем записался в зоологический кружок. Дело было в апреле, и мы решили запустить ракету. Взяли металлическую тубу от валидола, я у папы вытащил плёнку из фотоаппарата (она отлично горела), купили охотничьи спички. И в Староконюшенном переулке, где было здание капеллы, запустили ракету, которая угодила прямёхонько в кабинет биологии, где рассыпалась на горящие осколки. И все эти бесполезные гербарии, которые нас заставляли к 1 сентября собирать, задымились. А мы стали тушить их водой из аквариума с рыбками…


– Из капеллы вас отчислили, но из музыки вы не ушли…


– На самом деле путь оказался извилистый. Так как у меня после отчисления из Капеллы не было рекомендации, я не мог поступать в консерваторию. Сначала думал поступать в ГИТИС, потом в Полиграфический институт. В итоге окончил Институт культуры, а после него попал в армию, где мне пришлось руководить оркестром, хором и танцевальным ансамблем. Так что в первую же увольнительную я вместо дома отправился в музыкальный магазин покупать учебники по полифонии, гармонии и по оперно-симфоническому дирижированию.





– А вы ведь и сами учебники писали?


– Ну не совсем учебники. Методички. Я несколько лет преподавал в Музыкальном училище имени Гнесиных и писал методички по электронным инструментам, которые тогда только начали входить в моду и которыми я очень увлекался.


– Вам, наверное, миллион раз задавали этот вопрос. Но как всё-таки случилось, что из успешного композитора-песенника вы ушли в классику?


– Если бы мне в юности сказали, что я стану академическим композитором, я бы умер от смеха, и до этого юбилея точно бы не дожил! Но если серьёзно, то всё вполне логично. Эстрада – это огромная часть моей жизни, но, к сожалению, эстрадная музыка – это преимущественно развлекательный жанр. Мне хотелось большего. Хотелось поделиться своими мыслями и чувствами, а это позволяет сделать только академическая музыка, настолько она многогранна и многолика.





– Ваша старшая внучка Алиса пошла по вашим стопам. Гордитесь?


– Она учится в ДМШ им. Ипполитова-Иванова по классу фортепиано. Ей всего 11, так что пока сложно сказать, станет она музыкантом или нет. Но у неё, как и у меня, абсолютный слух, и если она выберет музыку, я буду очень рад!


– Ваши песни исполняли и Иосиф Кобзон, и Зураб Соткилава, и Тамара Гвердцители. Кто запомнился больше всех?


– Сложно сказать. С каждым из них мне было очень интересно работать. Но запомнился, наверное, Иосиф Кобзон. Например, как-то Иосиф Давыдович пришёл записывать мою песню и спел её с первого раза. Я его попросил: «Иосиф Давыдович, давайте второй дубль!» «Саша, а чем тебе первый не понравился?!» «Мне, говорю, очень понравился. Но вдруг второй будет ещё лучше?» Он спел второй дубль, который вообще ничем не отличался от первого. Мастер!


Александр Клевицкий: Я человек неуспокоенный! - «Звёзды»

Александр Клевицкий и Иосиф Кобзон

– Вы не раз входили в жюри международных вокальных конкурсов. Можете на слух определить, чья музыка звучит: российских композиторов или зарубежных?


– Сегодня за редким исключением это практически невозможно. Как только наши радиостанции и телевидение в 90-х начали круглосуточно передавать зарубежную музыку, вкусы у слушателей изменились, а, соответственно, и вкусы музыкантов тоже. Музыка стала интернациональная. Единственное, что бывает интересное в такой музыке, – это какие-то неожиданные сплетения, когда, например, соединяется народная музыка с роком, народная музыка с джазом. Но, повторюсь, это должно быть сделано очень талантливо. Раньше композиторы думали о том, как сочинить красивую музыку, теперь – о том, как заработать побольше денег. Это уже не творчество. Это бизнес.





– А какую музыку любите слушать вы? Что включаете в «трудную минуту»? The Beatles?


– Ну, это действительно так. Но на самом деле это 5-я и 6-я симфонии Петра Ильича Чайковского. Особенно пятая. Он мой кумир, уверен, что ничего более гениального в музыке просто не было написано. Я люблю открывать для себя что-то новое, но каждый раз вновь и вновь возвращаюсь к пятой симфонии. Всю жизнь она со мной.


– Кроме музыки, у вас много разных хобби – рыбалка, кулинария, путешествия. Как всё успеваете?


– Могу сказать одно: я человек неуспокоенный. Есть такая модная поговорка: «Я за любой кипеж, кроме голодовки!» Там, где интересно, там я. Я, например, ещё обожаю вязать на спицах! Девчонки в институте научили. А для меня это тоже творчество: лежит клубок ниток, и вдруг из него получается какая-то вещь. На 8 марта однокурсницам вязал сумочки из ровницы.





– Вы, конечно, совершенно поразительный человек! 1 мая вам исполняется 70 лет, как вы будете отмечать свой день рождения?


– Двумя очень не похожими друг на друга концертами: 11 июня в Московской консерватории прозвучат мои новые академические сочинения, а 7 июля в Театре эстрады – песни и киномузыка. В Консерватории у меня будет сразу несколько премьер: это будет новая симфония «Русские картины», концерт для фортепиано с оркестром (солистка – великолепная пианистка Екатерина Мечетина) и концерт «Грустная летняя сказка для гобоя и оркестра» (солист – Фёдор Освер). Дирижировать Оркестром им. Силантьева в этот вечер буду не только я, но и мой друг, замечательный музыкант Александр Соловьёв.


А программу в Театре Эстрады я назвал «Клёвый концерт. 7:0 в пользу композитора». Мои песни будут петь Сергей Пенкин, Ефим Шифрин, Этери Бериашвили, Аскар Абдразаков, Мариам Мерабова, Анна Бутурлина, Нина Шацкая, Екатерина Гусева, группа «Пятеро» и другие замечательные артисты.




– Александр Леонидович, вы же начали заниматься музыкой довольно поздно? – Очень поздно. Детей отдают в музыкальную школу лет в пять-шесть. А я пошёл в десять! В школу пришла комиссия, которая отбирала детей с музыкальным слухом. Меня прослушали. Оказалось, что у меня абсолютный слух. С этого всё и началось! – Вы учились в Московской хоровой капелле мальчиков. Но вас из неё отчислили… – Когда я туда пришёл, остальные ребята там уже учились несколько лет. Я же совершенно ничего не знал, но очень быстро их нагнал и стал одним из лучших учеников. Но это меня не спасло. Через несколько лет меня из Капеллы отчислили за плохое поведение и… любовь к музыке группы The Beatles. – Ну, если с The Beatles всё более или менее ясно, то что не так было с поведением? – О, это прекрасная история. Я с приятелем записался в зоологический кружок. Дело было в апреле, и мы решили запустить ракету. Взяли металлическую тубу от валидола, я у папы вытащил плёнку из фотоаппарата (она отлично горела), купили охотничьи спички. И в Староконюшенном переулке, где было здание капеллы, запустили ракету, которая угодила прямёхонько в кабинет биологии, где рассыпалась на горящие осколки. И все эти бесполезные гербарии, которые нас заставляли к 1 сентября собирать, задымились. А мы стали тушить их водой из аквариума с рыбками… – Из капеллы вас отчислили, но из музыки вы не ушли… – На самом деле путь оказался извилистый. Так как у меня после отчисления из Капеллы не было рекомендации, я не мог поступать в консерваторию. Сначала думал поступать в ГИТИС, потом в Полиграфический институт. В итоге окончил Институт культуры, а после него попал в армию, где мне пришлось руководить оркестром, хором и танцевальным ансамблем. Так что в первую же увольнительную я вместо дома отправился в музыкальный магазин покупать учебники по полифонии, гармонии и по оперно-симфоническому дирижированию. – А вы ведь и сами учебники писали? – Ну не совсем учебники. Методички. Я несколько лет преподавал в Музыкальном училище имени Гнесиных и писал методички по электронным инструментам, которые тогда только начали входить в моду и которыми я очень увлекался. – Вам, наверное, миллион раз задавали этот вопрос. Но как всё-таки случилось, что из успешного композитора-песенника вы ушли в классику? – Если бы мне в юности сказали, что я стану академическим композитором, я бы умер от смеха, и до этого юбилея точно бы не дожил! Но если серьёзно, то всё вполне логично. Эстрада – это огромная часть моей жизни, но, к сожалению, эстрадная музыка – это преимущественно развлекательный жанр. Мне хотелось большего. Хотелось поделиться своими мыслями и чувствами, а это позволяет сделать только академическая музыка, настолько она многогранна и многолика. – Ваша старшая внучка Алиса пошла по вашим стопам. Гордитесь? – Она учится в ДМШ им. Ипполитова-Иванова по классу фортепиано. Ей всего 11, так что пока сложно сказать, станет она музыкантом или нет. Но у неё, как и у меня, абсолютный слух, и если она выберет музыку, я буду очень рад! – Ваши песни исполняли и Иосиф Кобзон, и Зураб Соткилава, и Тамара Гвердцители. Кто запомнился больше всех? – Сложно сказать. С каждым из них мне было очень интересно работать. Но запомнился, наверное, Иосиф Кобзон. Например, как-то Иосиф Давыдович пришёл записывать мою песню и спел её с первого раза. Я его попросил: «Иосиф Давыдович, давайте второй дубль!» «Саша, а чем тебе первый не понравился?!» «Мне, говорю, очень понравился. Но вдруг второй будет ещё лучше?» Он спел второй дубль, который вообще ничем не отличался от первого. Мастер! Александр Клевицкий и Иосиф Кобзон – Вы не раз входили в жюри международных вокальных конкурсов. Можете на слух определить, чья музыка звучит: российских композиторов или зарубежных? – Сегодня за редким исключением это практически невозможно. Как только наши радиостанции и телевидение в 90-х начали круглосуточно передавать зарубежную музыку, вкусы у слушателей изменились, а, соответственно, и вкусы музыкантов тоже. Музыка стала интернациональная. Единственное, что бывает интересное в такой музыке, – это какие-то неожиданные сплетения, когда, например, соединяется народная музыка с роком, народная музыка с джазом. Но, повторюсь, это должно быть сделано очень талантливо. Раньше композиторы думали о том, как сочинить красивую музыку, теперь – о том, как заработать побольше денег. Это уже не творчество. Это бизнес. – А какую музыку любите слушать вы? Что включаете в «трудную минуту»? The Beatles ? – Ну, это действительно так. Но на самом деле это 5-я и 6-я симфонии Петра Ильича Чайковского. Особенно пятая. Он мой кумир, уверен, что ничего более гениального в музыке просто не было написано. Я люблю открывать для себя что-то новое, но каждый раз вновь и вновь возвращаюсь к пятой симфонии. Всю жизнь она со мной. – Кроме музыки, у вас много разных хобби – рыбалка, кулинария, путешествия. Как всё успеваете? – Могу сказать одно: я человек неуспокоенный. Есть такая модная поговорка: «Я за любой кипеж, кроме голодовки!» Там, где интересно, там я. Я, например, ещё обожаю вязать на спицах! Девчонки в институте научили. А для меня это тоже творчество: лежит клубок ниток, и вдруг из него получается какая-то вещь. На 8 марта однокурсницам вязал сумочки из ровницы. – Вы, конечно, совершенно поразительный человек! 1 мая вам исполняется 70 лет, как вы будете отмечать свой день рождения? – Двумя очень не похожими друг на друга концертами: 11 июня в Московской консерватории прозвучат мои новые академические сочинения, а 7 июля в Театре эстрады – песни и киномузыка. В Консерватории у меня будет сразу несколько премьер: это будет новая симфония «Русские картины», концерт для фортепиано с оркестром (солистка – великолепная пианистка Екатерина Мечетина) и концерт «Грустная летняя сказка для гобоя и оркестра» (солист – Фёдор Освер). Дирижировать Оркестром им. Силантьева в этот вечер буду не только я, но и мой друг, замечательный музыкант Александр Соловьёв. А программу в Театре Эстрады я назвал «Клёвый концерт. 7:0 в пользу композитора». Мои песни будут петь Сергей Пенкин, Ефим Шифрин, Этери Бериашвили, Аскар Абдразаков, Мариам Мерабова, Анна Бутурлина, Нина Шацкая, Екатерина Гусева, группа «Пятеро» и другие замечательные артисты.


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий